В ноябре есть две особенные даты, которые отмечает весь мир с разницей в неделю: 9 ноября - Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма и 16 ноября— Международный день толерантности.
Если первая дата установлена по инициативе международной сети против расизма в напоминание миру о последствиях фашистской идеологии (в ночь с 9 на 10 ноября в Германии нацисты устроили еврейский погром, ставший началом геноцида), то День толерантности учредили в ООН, приняв в 1995 году Декларацию принципов терпимости.
Обе даты — как предостережение миру, чтобы избежать угрозы человечеству, которые несет нетерпимость, перерастающая в идеологию.
Во многих учебных учреждениях Харцызска прошли тематические уроки или классные часы, посвященные этим всемирным дням. Ребята школы добровольчества «Бумеранг» тоже не оставили без внимания эти важные темы, став участниками тренинга в рамках миротворческого социального проекта «Зеркало мира», который газета «Панорама» начала весной 2019 года. Данный проект предполагает продвижение в среду детей и подростков культуры мира, ненасильственных путей решения конфликтов, возможностей познать личные ресурсы для саморазвития и проявления толерантности.
• • •
Более 20 школьников и студентов побывали в гостях в редакции городской газеты «Панорама», где вместе с главным редактором Татьяной Третьяковой разбирались, что - же такое «культура мира», «толерантность», «терпимость». Тренинг «Формирование толерантного отношения во взаимоотношениях с окружающим миром на основе принципов культуры мира» помог подросткам задуматься, как может культура мира противостоять культуре войны, каковы у каждого личные ресурсы для саморазвития.
Наш мир можно разделить на внешний и внутренний. Если во внешнем мире события могут разворачиваться вне нашего участия, то исследовать свой внутренний мир и расширить его рамки под силу каждому.
В ходе занятия «бумеранговцы» в интерактивной форме узнали, что культура мира начинается с каждого из нас. И каждый из нас может многое сделать для достижения мира и формирования толерантности в обществе. Но какие для этого имеются личные ресурсы? Готов ли каждый участник вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения?
Казалось бы, простая игра — один из ребят выходит в круг и приглашает участника, у которого есть что-то похожее (цвет волос, одежда, улыбка и т.д.). Тот, кто выходит, представляется, коротко рассказывает о себе и приглашает следующего. Удивительно, но ребята хоть и не так давно приступили к занятиям в новом сезоне «Бумеранга», уже хорошо познакомились, поэтому среди понятий о похожести называли не только цвет глаз или волос, но и черты характера, умения и способности.
Следующее упражнение «Толерантная личность» — разбор составляющих понятия «толерантность». «Бумеранговцы» в дискуссионной форме выяснили, что это сотрудничество, партнерство; готовность мириться с мнением другого человека; уважение человеческого достоинства: уважение прав других людей; принятие другого таким, какой он есть; способность поставить себя на место другого; уважение права быть другим. Ну и, конечно, — признание многообразия людей, мнений, религий и т.д. А после этого сравним с пояснением принципов терпимости в Декларации ООН:
«Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Ну а чтобы понять, какие же у них есть ресурсы, ребята определили для себя некоторые задания, над которыми можно работать для самосовершенствования; недостатки, которые следует постепенно изживать посредством самообразования, желания добиться лучших результатов. Этот урок назывался «Без маски...» и «Зато ты...». Каждый из ребят на листочке с именем своих товарищей написал комплимент, наилучшую черту или умение. Листочки пустили по кругу, и когда они оказались в руках своих хозяев, ребята с интересом читали, что же такого хорошего увидели в них друзья. Для многих оказалось неожиданным, как их оценили товарищи. Такое занятие очень помогает для снятия эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирует навыки искренних высказываний для анализа сущности «Я».
А чаепитие в дружной компании стало хорошей возможностью для неформального общения участников, где ребята делились впечатлениями, полученными во время занятий.
• • •
Следующее занятие школы добровольчества «Бумеранг» прошло под названием «Толерантность — путь к культуре мира» и было организовано в формате «круглого стола». Ребята активно участвовали в дискуссии и рассуждали о причинах расовой дискриминации, о факторах, способствующих росту фашистских настроений в молодежной среде. Предложили свои варианты профилактики фашизма, расизма и антисемитизма среди молодежи, среди которых — привлечение ребят к волонтерской деятельности, где каждый для себя поймет, какая помощь нужна ближнему, насколько важны искренние, бескорыстные отношения.
Очень важным оказался дискуссионный момент: термин «толерантность» уже давно. и прочно вошел в нашу жизнь. При этом в разных случаях одни всячески призывают к толерантности, в то время как для других, это слово является чуть ли не ругательным. Так всегда ли уместно быть толерантным?
Однако обычно мы потребляем термин «толерантность» применительно к социальным аспектам нашей жизни. В таких случаях речь идет о социальной толерантности, как следствие неких установок, которое проявляется в нашем поведении. Эти установки зависят от того, в какой культурной среде мы живем, каковы общепринятые социальные нормы, какое человек получил воспитание в семье. Отсюда идет наша терпимость к представителям иной веры или людям с другим цветом кожи, гендерной принадлежностью.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. При этом проявление толерантности не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям.
Ведь разве мы можем быть терпимыми к убийству? К воровству? К хамскому поведению? Что же мы тогда подразумеваем? Терпимость к чему? К нацизму или сатанизму? Должны мы его терпеть или нет? А ведь это уже мировоззрение... Человек может относиться с терпением (или терпимостью) к каждому человеку, но никогда невозможно быть терпимым к мировоззрению, которое несет зло человечеству. Нынешнее взрослеющее молодое поколение, безусловно, должно задумываться об этом.
Фото: архив школы добровольцев «Бумеранг»
Газета «Панорама»
Харцызск
Смотрите другие актуальные новости Харцызска
Новости Харцызска: жители «треста» и Липово рассказали о том, что их волнует более всего |
Осторожно! СБУ через подставной сайт собирает личные данные жителей ДНР и ЛНР |
ТЕМЫ ДНЯ
- В Минтрансе обсудили вопросы улучшения качества транспортного обслуживания населения Иловайска
- Использование найденной банковской карты влечёт за собой уголовную ответственность
- Юрий Подоляка последние новости на утро 24 апреля: Новобахмутовка наша
- В Иловайске обсудили планы по ремонту дорог при поддержке нижегородцев
- Нижегородские дорожники отремонтировали две дороги – в Харцызске и Зугрэсе
- Харцызскому троллейбусу нижегородцы дадут вторую жизнь
- О вывозе твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в Харцызске
- ТВ Сфера городские новости