Харцызск сегодня Эксклюзив Страницы истории: Донецкая железная дорога – «железка», давшая жизнь Донбассу



Станция Харцызск до революции

В следующем году Харцызск будет отмечать 150-летие. Харцызск возник как небольшой поселок около железнодорожной станции Харцызская, которая была заложена при строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги.


А в нынешнем декабре исполняется 140 лет запуска Донецкой каменноугольной железной дороги, которая соединила Луганск, где уже функционировал Луганский чугунно-литейный завод, с Юзово, а затем и с Мариупольским портом.

Немаловажно, что обе дороги строили частные компании, которыми руководили русские предприниматели, — при том, что в 19 веке промышленность Донбасса поднимали иностранные капиталисты. И если Курско-Харьковско-Азовская железная дорога возникла как острая необходимость для Российской империи, то Донецкую каменноугольную на свой страх и риск создал известный промышленник Савва Мамонтов. Как показала история, транспортная сеть железных дорог стала неотъемлемой частью промышленного развития Донбасса. Более того, эти железнодорожные ветки служат нам верой и правдой до сегодняшнего дня. Вспомним же, как все начиналось...

ПРОГРЕССИВНАЯ «ЖЕЛЕЗКА»

Во второй половине прошлого века, возникающие повсеместно рудники, заводы и шахты Донбасса потребовали надежных транспортных связей с центром, страны и морскими портами.

1 марта 1868 года молодой и опытный коммерции советник С.С.Поляков, оттеснив других конкурентов, получил от правительства разрешение на создание акционерного общества. Ему была выдана на 85 лет концессия на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги.

Строительство магистрали началось в мае 1868 года с участка Белгород-Харьков. Уже через год, в мае 1869-го. харьковчане встречали первый поезд. Регулярное движение по направлению Курск-Белгород — Харьков протяженностью 229 верст было открыто в июле 1869-ro, а еще до конца того же года заработало и направление от Харькова до Ростова — расстояние между ними составило 538 верст. Строительство велось одновременно по всей будущей магистрали. В то же время шло возведение паровозных сараев, станций, телеграфной линии и других железнодорожных объектов.

Строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги

В пределах Донбасса были построены три участка: Лозовая - Славянск, Славянск - Никитовка, Никитовка — Таганрог, а также грузовые и грузопассажирские станции Славянск, Краматорская, Константиновка, Никитовка, Ханженково, Таганрог. Одновременно с ними росли и станций поменьше - Харцызская, Кутейниково, Амвросиевка, Иловайская, Матвеев-Курган.

Строительство участка железной дороги Никитовка — Таганрог

Строительство участка железной дороги Никитовка — Таганрог

23 декабря 1869 года (5 января 1870 года) в торжественной обстановке с молебнами и оркестрами состоялось открытие движения на участках Харьков — Славянск — Таганрог. Построенная за короткий срок (20 месяцев) Курско-Харьковско-Азовская дорога была довольно крупной по масштабам того времени.

В марте 1872 года вступила в строй Константиновская дорога. Вдоль нее были построены станции Петровская (Кривой Торец), Железная (Фенольная), Ясиноватая, Юзово (Донецк), Рудничная (Рутченково) и Еленовка.

Конец XIX века ознаменовался настоящим бумом железнодорожного строительства: после Курско-Харьковско-Азовской появляются Харьковско-Николаевская и Лозовско-Севастопольская железные дороги. С 1896 года начался процесс объединения и все они образовали одну сеть под общим названием Южная железная дорога.

Конец XIX века ознаменовался настоящим бумом железнодорожного строительства

Конец XIX века ознаменовался настоящим бумом железнодорожного строительства

23 декабря 1869 года из Харькова отправился первый поезд в Ростов. Состоялся и первый проезд императора Александра II через Харьков по железной дороге.

Кстати, 1 февраля 1891 года (по ст. ст.), Курско-Харьковско-Азовская железная дорога была выкуплена государством у частных владельцев.

ОТ ЛУГАНСКА ДО МОРЯ

22 апреля 1875 года российское правительство приняло решение о строительстве Донецкой каменноугольной железной дороги. Обладателем концессии на строительство дороги стал богатый русский промышленник С.И. Мамонтов, организовавший акционерное общество.

1 декабря 1878 года стало возможным движение на линиях общей протяженностью 389 верст. Открыты участки Донецкой каменноугольной железной дороги: Никитовка — Дебальцево - Должанская, Дебальцево – Попасная - Краматорск, Дебальцево-Луганский завод. Основана железнодорожная станция Дебальцево и построен вокзал, который является памятником архитектуры XIX столетия.

В 1879 году вошли в строй ветви Попасная — Лисичанск, Хацепетовка — Криничная - Ясиноватая и другие. Общая протяженность Донецкой каменноугольной железной дороги достигла 479 верст.

В октябре 1880 года к Донецкой каменноугольной была присоединена Константиновская дорога, которая от Юзово доходила до Еленовки, а в 1882 году продолжилась до Мариуполя.

Савва Мамонтов - российский промышленникПо завершении строительства Савва Иванович с удовлетворением заметил: «Дорога построена прекрасно». И далее: «Я — Савва Мамонтов, и от строительства каменноугольной дороги в Донбассе испытываю не стыд, а гордость. Я строю на века, ради потомков, а не ради барышей, даст Бог времени и сил - возьмусь за строительство морского порта в Мариуполе и вместе с классной железной дорогой, вместе с обновленным азовским флотом он может стать на зависть всему прочему миру!»

Почему? Да потому хотя бы, что порт без железной дороги — не порт.

Рождение Мариупольского порта было логическим продолжением бурного развития промышленного юга России во 2-й половине XIX .века. Мелководная пристань в устье реки Кальмиус не отвечала требованиям развития флота и горно-металлургической промышленности Донецкого бассейна.

В 1886 году началось строительство глубоководного порта в Мариуполе, у Зинцевой балки, которое планировалось на 5 лет, но под давлением промышленников было закончено через 3 года.

21 августа 1889 г. по старому стилю после торжественного молебна в присутствии министра путей сообщения России и мариупольского градоначальника Харажаева на набережную только что открытого порта подали первые 18 вагонов с донецким углем.

11 тысяч пудов (180 т) «черного золота» на пароход «Медведица» Русского общества пароходства и торговли загрузили к следующему утру, и пополудни пароход взял курс на Керченский пролив.

МАМОНТОВСКИЕ «ЗАТЕИ»

Ныне имя Саввы Мамонтова подзабыто на Донбассе— нигде нет ему ни памятников, ни мемориальных досок. А между тем, этот человек — настоящая глыба по размаху свершенного им в Донбассе. Свои огромные капиталы и свой яркий талант этот известный в России меценат, художник и писатель поставил на службу Отечеству и народу; его вклад позволил стать Донбассу мощным индустриальным регионом.

...После смерти отца, винного откупщика и торговца тканями, занявшегося модными и сулящими несметную прибыль железными дорогами и нефтью, Савве достались в наследство железнодорожные акции. Вполне хватило бы на приличную жизнь. Однако Мамонтов, став хозяином еще и нескольких заводов, рьяно взялся за сооружение «чугунки» от Москвы до Сергиева Посада. Потом — узкоколейка до Ярославля, Вологды и далее... Потом азартно двинулся на Юг...

Вслед за хозяином в ковыльные степи двинулись и те, кто работал под его началом на строительстве северных магистралей. Все было — радость от свершенного и нехватка продуктов для простого люда, высокие заработки и вспышки эпидемий. И как памятник усердию людей: все то, что построили в то нелегкое время освоения угольного «донбасского Клондайка», исправно служит людям и сейчас. Это и есть памятник Савве Мамонтову — человеку с нелегким взрывным характером, зато ценившему труд смекалистых, боготворившему тех, кто несет добро, знания и красоту.

Вот как о Мамонтове пишет в своей книге Михаил Лергаусов, с 1998 по 2007 rr. возглавлявший Мариупольский торговый порт:

«Все объекты возводились продуманно, с перспективой на будущее. В частности, укладывались не юзовские, а германские рельсы. Потому что прочнее и надежнее, хотя и дороже. С умом организовано управление новой магистралью. Причем обслуживание путевого хозяйства стало прообразом нынешних дистанций пути...»

Интересно, что и Донецкой, и Архангельской дорогами мы обязаны «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, — С.И. Мамонтову. Когда в 1875 году он «затеял» Донецкую каменноугольную дорогу, протесты понеслись со всех сторон. «Бесполезная затея». «Дорога будет бездоходная». «Не дело». «Поедем по пустынным местам». Но он был упрям... Когда С.И. Мамонтов «затеял» Архангельскую дорогу, тоже поднялся хохот и возмущение... И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям».

Мамонтов хотел построить дорогу Санкт-Петербург— Вятка и рассчитывал на помощь государства при строительстве, тем более что способствовал получению этой выгоднейшей концессии сам министр финансов. Однако С.Ю.Витте отказался поддержать проект материально, ссылаясь на отсутствие в казне свободных средств. И в свою очередь предложил приобрести у Мамонтова Донецкую железную дорогу, правда, с условием выкупа Мамонтовым... Невского завода! Вот так Савва Иванович получает абсолютно ненужный ему судостроительный завод, находящийся в бедственном положении. Как человек рачительный, он решает перевести его на изготовление паровозов. Мамонтов взял также дело восточно-сибирских рельсовых заводов и построил Мытищинский вагоностроительный завод.

Когда разразилась первая мировая война и «бесполезные» мамонтовские дороги стали воистину дорогами жизни, «бесполезное» оказалось необходимым. Какое-то изумительное предвидение? Или просто случай? Надо ли говорить, что мамонтовские дороги блестяще доказали свое стратегическое значение и позже, в годы Великой Отечественной войны...»

ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ

Современники отзывались о Савве Мамонтове как о человеке, который был талантлив во всем. Он вошёл в историю русского искусства как меценат и покровитель художников и артистов. Он приобрел подмосковную усадьбу Абрамцево, отстроил ее и она стала прибежищем деятелей культуры. В Абрамцевском художественном кружке сумели раскрыть себя такие живописцы, как Валентин Серов, Константин Коровин, Виктор Васнецов, Илья Репин и многие другие. В доме Мамонтовых Михаил Врубель написал своего знаменитого «Демона».

Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством Фёдора Шаляпина.

Да и сам Савва Иванович имел неплохой голос и пел в знаменитом миланском «Ла Скала», был хорошим скульптором и понимал толк в архитектуре, воплотив немало грандиозных проектов.

Савва Мамонтов составил огромный капитал на железнодорожном строительстве. Но железные дороги погубили его самого. Разорение С.И. Мамонтова стало шоком для всех: его обвинили в растрате при строительстве железных дорог и заключили в тюрьму.

На защиту Мамонтова встала вся художественная общественность Москвы, защищать его в суде вызвались лучшие юристы — А.Ф. Кони и Ф.Н. Плевако, которые убедили присяжных в невиновности промышленника. Это, правда, не вернуло Савве Ивановичу потерянного. Все его имущество, включая дом в Москве, коллекцию произведений искусства, все акции, заводы и земли, — было арестовано и распродано. Только Абрамцево как собственность жены, к счастью, осталось нетронутым.

Остаток жизни Савва Иванович доживал в доме своей дочери на задворках Бутырского замка, где располагалась московская керамическая мастерская «Абрамцево». Главное и единственное, что останется у него, — это семья: дочь, сын и внуки, которых он будет нежно любить... Умер Савва Иванович очень тихо в апреле 1918 года, похоронен в Абрамцево.

Но почти все его проекты в разных сферах экономики и культуры живы и служат людям до сих пор...

Подготовила Татьяна ТРЕТЬЯКОВА,

Газета Панорама, Харцызск

ЖД вокзал в Дебальцево, 1878 год

ЖД вокзалу в Дебальцево 140 лет. Он построен в 1878 году и является памятником архитектуры. Сегодня это крупнейший железнодорожный узел в ДНР. Во время боевых действий зимой 2015 года, фашиствующие украинские элементы уничтожили здание вокзала почти на 30%. К своему 140-летия железнодорожный вокзал вокзал восстановлен полностью.

ЖД вокзал в Дебальцево, пострадавший из-за боевых действий

ЖД вокзал в Дебальцево, пострадавший из-за боевых действий

ЖД вокзал в Дебальцево, восстановленый в 2018 году к 140-летию

ЖД вокзал в Дебальцево, восстановленый в 2018 году к 140-летию

Другие ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Что поведала актриса Виктория Тарасова, посетив Харцызск
Операция «Упырь»: как искали харцызского маньяка
Смирится ли Донбасс с ударами судьбы
Донецкий ботанический сад: вокруг света за 60 рублей




ДРУГИЕ НОВОСТИ


Политика


Происшествия


Общество


Шоу бизнес и звёзды


Юмор и курьёзы


Мода, красота и здоровье






Новости партнеров


СМИ Харцызска



Сейчас обсуждают


Харцызск - новости, события, люди

Яндекс.Метрика

Ежедневно, круглосуточно, РИА «Вестник Харцызска» представляет самые "горячие" актуальные, социальные, криминальные новости дня. Новости непрерывно появляются на странице «Харцызск сегодня». Причем мы обеспечиваем пользователей, не только сообщениями о самих событиях, но и вдумчивой аналитикой, комментариями, прогнозами развития событий.

Copyright © XVESTI.RU 2013 - 2019  Эл. почта: xvestnik@i.ua.

ВНИМАНИЕ! РИА "Вестник Харцызска" может содержать материалы, для лиц, старше 16 лет!