В далеком 1959 году для школьников и педагогов распахнулись двери нового учебного заведения на улице Адамца (тогда - Агрономической)...
Торжественное открытие состоялось 3 сентября - строители чуть-чуть не успели к началу календарного учебного года. Но это совсем не испортило праздничного настроения жителей большого, разросшегося в послевоенные годы микрорайона, ведь на месте пыльного пустыря выросла красавица-школа - очаг знаний и культуры.
Это была первая в городе школа на 400 мест, она называлась политехническая неполная средняя школа № 50. В нее перешли дети из школ № 2, 4 и 1. Первым директором был Степан Николаевич Ткаченко, учитель математики. Под его руководством школа активно развивалась, привлекала сильные педагогические кадры и все большее число учащихся. С заботой и старанием учителя и ребята благоустраивали пришкольную территорию - появились каштановая и тополиная аллеи, цветники во дворе, спортивная площадка, а потом и фруктовый сад, теплица с экзотическими растениями и деревьями.
С 1963 года учебное заведение переименовали в восьмилетнюю школу № 5, а с 1965-ro - она стала десятилеткой. С этого года ее возглавил Анатолий Михайлович Нетреба, учитель физики, фронтовик. На этом посту он трудился 23 года, вкладывая все силы и душу в дело воспитания подрастающего поколения.
В 1965-1966 учебном году в пятой школе учились 1156 учеников - 32 класса! Чтобы создать комфортные условия, достроили вместительное крыло здания, спортивный блок с просторным спортзалом. В 1975 году в школьном дворе появилась невидаль - знаменитая оранжерея субтропических растений, единственная в системе народного образования не только Донецкой области, но и Украины. Инициатором создания оранжереи был инженер треста «Октябрьуголь» Г.Ф. Полтавцев, и в ней с удовольствием трудились ребята-кружковцы, поставляя в школьную столовую лимоны и мандарины.
Школьная теплица на стадии высадки растений
С 1988-го директором школы десять лет была Людмила Тихоновна Авдеева, учитель истории. Несмотря на трудные годы перемен, происходивших в стране, пятая школа не потеряла популярности. В условиях, когда прекратили существование октябрятская, пионерская и комсомольская организации, акцент был сделан на школьное самоуправление, а в 1997 году в школе появилась детская организация «Цветная республика» со своим уставом и гимном.
В 1998 году на директорском посту Людмилу Тихоновну сменил ее супруг - Геннадий Фомич Авдеев, учитель истории и философии. И под его руководством школа продолжала занимать лидирующие позиции в городе. К 50-летию учебного учреждения удалось осуществить масштабный ремонт школы.
Школа гордится десятками прекрасных педагогов - орденоносцев, отличников образования, методистов высокого уровня, давших путевку в жизнь тысячам юных харцызян. В историю школы вошли легендарные династии учителей: семья Нетребы - Анатолий Михайлович, Анна Антоновна (учитель обслуживающего труда), Виктор Анатольевич (учитель математики, многолетний директор СШ № 17), Марина Ивановна (учитель физики); семья Федосенко - Федор Ефимович (учитель истории, директор школы № 4), Галина Павловна (учитель начальных классов), Людмила Федоровна (учитель русского языка и литературы).
В 2018 году Г.Ф. Авдеев передал эстафету директорства молодому, инициативному учителю истории Виталию Викторовичу Пестрецову. Свою трудовую деятельность на ниве образования он начал в 1997 году в СШ № 25 - сначала работал библиотекарем, педагогом-организатором, а потом учителем истории.
В 2003 году он окончил Донецкий национальный университет, затем обучался в аспирантуре исторического факультета ДонНУ. В 2008-м он стал лауреатом областного конкурса «Учитель года», в 2009-м - победителем городского конкурса «Молодой человек года» в номинации «Лучший молодой учитель», в 2017-м - победителем городского конкурса «Человек года» в номинации «3а достижения в сфере образования». Виталий Пестрецов - автор элективного курса для учащихся 7-11-х классов «История родного края», составитель учебных программ и пособий по истории, краеведению.
Главный редактор «Панорамы» Татьяна Третьякова, выпускница СШ № 5, побывала в родной школе на последней неделе летних каникул и побеседовала с директором.
В школе царило оживление - педагоги в классах вели последние приготовления к учебному году, детвора разбирала учебники из школьной библиотеки. Ну а директор делал сразу несколько дел - общался с учителями, подписывал бухгалтерские бумаги и отчеты, общался со строителями, которые во дворе спешно чинили водопровод, раздавал указания по телефону... И все же ему удалось уделить время газете, ведь буквально через несколько дней школа отмечает 60-летний юбилей.
- Виталий Викторович, сейчас вы просто нарасхват, ведь директор школы отвечает не только за образовательную деятельность, но и за финансово-хозяйственную часть. Когда-то раньше вся финансовая работа велась централизованно, а теперь каждая школа - юрлицо, и директор в ответе за использование государственных средств. Сложно?
— Сложновато бывает, особенно, когда нужно решать неотложные проблемы в пределах лимита по финансированию. Приходится думать, где можно сэкономить, как привлечь добросовестных подрядчиков, как решать возникающие проблемы с ремонтами здания, светом, водой, отоплением... Директор должен все аспекты жизнедеятельности школы видеть, контролировать, планировать стратегически и тактически, как говорится, держать руку на пульсе.
Конечно, большую работу ведут заместители по направлениям, но ответственность все равно на первом руководителе. Наверное, в советское время, когда за все отвечало государство, невозможно было представить, что нынешний директор, к примеру, должен заботиться об уплате налогов, имея в налоговой службе виртуальный персональный кабинет. Однако есть и плюсы: статус юрлица дает образовательному учреждению самостоятельность и определенную свободу руководителю.
- Лето - пора ремонтов. Много успели сделать?
- Освоили все выделенные средства. Шпаклевка и покраска стен в коридорах, спортзале, на лестничных маршах; окраска радиаторов отопления, дверей; обновление фундамента здания, фасада. Вообще, начиная с 2018 года, сделали ремонт малого спортивного зала, частями отремонтировали кровлю школы, в том числе восстановили рубероидное покрытие и кирпичный карниз спортивного блока.
Конечно, не обходится и без помощи родительских комитетов — огромное им спасибо за ремонты классов. При этом родители сами определяют объемы, а купленные ими материалы фиксируются бухгалтерскими документами, как безвозмездные поступления, спонсорская помощь. Никаких других средств дирекция школы с родителей не собирает. Благодарим и сотрудников городского управления образования за то, что помогают нашей школе хлопотать о выделении необходимых дополнительных материалов и финансирования.
- Сколько учеников сядут за парты в этом учебном году?
— Почти 600, точнее сейчас не скажу, перед учебным годом цифра немного меняется. У нас большая школа — третья по численности в городе после 22-й и 25-й. Всего 27 классов. В этом году набрали три первых класса, два десятых. Ученики идут в нашу школу охотно, родители доверяют своих детей. И хотя в первую очередь набор идет по закрепленному микрорайону, родители все же вправе решать, в какой школе будет учиться их ребенок.
- В каком состоянии оборудование классов, хватает ли учебников?
— Учебников хватает, а вот оборудование, учебные пособия, конечно, все устарели, хотя кое-какие приборы для лабораторных работ, например, сохраняются. В этом плане все зависит от энтузиазма преподавателей. Оснащены два компьютерных класса. Учителя информатики стараются заботиться об оборудовании и программном обеспечении. Плюс к этому — современный учитель, вне зависимости от возраста, без использования последних информационно-коммуникативных технологий работать не может, поэтому большинство педагогов приходят на работу со своими ноутбуками, в том числе и я.
В классных комнатах начальной школы висят большие плазменные экраны (спасибо родителям), это надежнее, чем проектор. Подключил ноутбук — и можно вести урок. Современное поколение — это дети-аудиовизуалы, они усваивают информацию, когда ее видят, поэтому ребят можно заинтересовать материалом урока, в том числе, с помощью компьютерных игровых технологий, демонстрационного сопровождения.
Интересно во время урока пройтись по коридору и понаблюдать, когда двери классов открыты, — учителя стоят у экранов, там что-то демонстрируется, педагог тут же объясняет, может остановить «картинку» для обсуждения.
В старших классах, если нужно что-то показать, помогает учительский ноутбук.
Процесс обучения у нас идет с использованием и сетевых технологий, и даже социальных сетей — от этого уже никуда не уйти! В этом году сделали новую разводку локальной сети с интернет-подключением, чтобы в компьютерных классах, библиотеке, учительской был качественный интернет; на первом и втором этажах работает Wi-Fi.
- Детвора на переменках «сидит» в своих телефонах?
— Ну, не без этого... В России экспертное сообщество сейчас обсуждает проблему наличия в школе телефонов у учеников — нужны ли они? Я же смотрю на это с точки зрения социума — не у всех детей есть дома доступ к интернету или компьютер. Но связь нужна и для общения, и для подготовки к уроку. Безусловно, на перемене лучше бы детям подвигаться, размяться, но если есть необходимость в подключении к интернету, почему нет? Но! Все учащиеся и родители оповещены: использование мобильного телефона на уроках запрещено. Но на переменах — кроме всего, это еще и средство родительского контроля в наше неспокойное время.
- Ныне во многих школах есть определенный уклон в образовательном или воспитательном процессе. Чем СШ № 5 отличается от других?
- Большое значение мы уделяем патриотическому воспитанию учеников. Так исторически сложилось, и мы продолжаем эту тему. В 2009 году создан школьный музей, в нем собрано огромное количество материалов об истории школы, о педагогах, выпускниках, и он постоянно пополняется. Здесь проходят экскурсии, уроки, разные акции. Возле входа в школу, на фасаде, размещены мемориальные плиты в память о погибших выпускниках, недавно там установлен кованый постамент для цветов — он сделан с использованием осколков снарядов, гильз. Ребята участвуют в различных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности, расширенно изучают историю родного края.
- Виталий Викторович, вы руководите школой второй учебный год, и если говорить о традициях школы, заложенных предыдущими директорами, их удалось сохранить?
— Безусловно! Не только сохранить, но и приумножить У нас прекрасно работает не только музей, но и школьное самоуправление, хорошо себя проявляют «Цветная республика», команда КВН «Ералаш», традиции проведения школьных вечеров. Все это имеет большой эффект в школьной жизни. Это фундамент, который заложили педагоги и предыдущие руководители, на котором можно строить новое - например, мои профессиональные возможности, опыт и наработки по истории позволяют дать детям что-то новое, вывести знания и развитие наших учеников на более высокий уровень.
ШКОЛА ГОТОВИТСЯ К ЮБИЛЕЮ
2 сентября первая в этом учебном году линейка (начало в 8.00) будет особенно торжественной. Приглашено много гостей, придут выпускники разных лет, педагоги. Для детей и взрослых готовятся сюрпризы, связанные с юбилейной датой. Об этом рассказала зам.директора по воспитательной работе, учитель географии Л.С.Дударь.
Любовь Стефановна - вдохновитель и создатель школьного музея, заведует им и сейчас. К юбилею готовится несколько выставок фотографий, детских рисунков. Музей будет открыт для всех — после линейки посетители могут полистать массу фотоальбомов, ознакомиться с экспозициями.
Продолжение выставки — в школьном коридоре, там на всеобщее обозрение выставят уникальные экспонаты: 3 макета школы вместе со школьным двором, причем каждый из них отображает в самых маленьких деталях то, как менялась школа на протяжении десятилетий. Макеты изготовили ребята на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства под руководством учителя труда Светланы Ивановны Жовтобрюх.
Еще один сюрприз — книга (пока в единственном экземпляре) об истории харцызской школы № 5 с документальными свидетельствами, фотографиями, биографиями известных выпускников.
Приходите, будет интересно! Ну а юбилейные празднества продолжатся и на День учителя, в октябре. Так что, уважаемые выпускники и все желающие познакомиться с учебным заведением, добро пожаловать в харцызскую общеобразовательную школу № 5!
Харцызск
Читайте другие публикации рубрики "Эксклюзив и аналитика"
Утром стулья, вечером деньги: об оплате госпошлины за паспорт РФ |
ТЕМЫ ДНЯ
- СВО на близится к развязке, ВСУ на грани развала — Сергей Нарышкин
- В России ввели штрафы за продажу энергетиков несовершеннолетним
- В Горловке украинский дрон атаковал автомобиль священника с гумпомощью
- Теракт в Донецке: взорвали автомобиль с начальником Еленовской колонии - опровержение
- Полиция активизировала работу по выявлению в Харцызске нелегальных мигрантов
- За хранение наркотиков в Харцызске задержан местный житель
- ТВ Сфера городские новости Харцызск
- Ситуация в Курской области – ВСУ активизировали попытки контратак