Харцызск сегодня Эксклюзив Американский «Бостон» в небе над Харцызском





Удивительно, но наш маленький Харцызск славен плеядой героических летчиков, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны. Из девяти наших земляков, Героев Советского Союза, семеро - именно летчики.

«Бостон» в небе над Харцызском


Немало и других воздушных асов родом из Харцызска сражались за Родину, изгоняя фашистов с родной земли. Среди них - Борис Иванович Лебедев, отважно воевавший на своей крылатой машине и встретивший Победу в Вене.

БРАТЬЯ ЛЕБЕДЕВЫ

Когда-то в Харцызске на улице Заводская площадка (ныне улица Чекалина) жила семья Лебедевых. В этой семье 8 августа 1916 года родился Борис, 14 мая 1922 года — Анатолий. Братья Лебедевы с детства увлеклись авиацией. После окончания школы они стали курсантами Сталинского аэроклуба имени С.А. Леваневского (Сталино - ныне Донецк).

В степи, недалеко от ангара, находилась стартовая площадка. Курсанты осваивали лётное дело на лёгких и подвижных «У-2» .— «кукурузниках». Однажды братья Лебедевы прилетели к своим родителям на одном из таких самолетов и приземлились на окраине Харцызска недалеко от трубного завода. Все мальчишки города бегали смотреть на «железную птицу» — это был для них настоящий праздник, чудо невиданное! Долго ещё в Харцызске обсуждали это событие.

Братья Лебедевы связали жизнь с Красной Армией и боевой авиацией. Оба закончили Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Борис в Красной Армии служил с августа 1936 года, а Анатолий - с 1940-го. Оба приняли участие в Великой Отечественной войне. Но их фронтовые судьбы сложились по разному...


ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА МЛАДШЕГО БРАТА

Анатолий к началу войны был курсантом Ворошиловградской военной авиационной школы пилотов. В сентябре 1941-го училище было эвакуировано в Казахстан — в Уральск. Здесь Анатолию пришлось изменить профиль обучения — по неизвестной причине выпускника летного училища направили учиться на миномётчика.

На фронт он попал в 1942 году. Воевал на Волховском фронте миномётчиком 8-й роты, 3-го батальона, 944-го стрелкового полка, 259-й стрелковой дивизии. Последние сведения об Анатолии Ивановиче датируются сентябрём 1942 года.

Известно, что дивизия и полк, в которых служил А.И. Лебедев, входили в состав 2-й ударной армии, которая пыталась деблокировать осаждённый немцами Ленинград в январе-июне 1942 года и понесла серьёзные потери.

В сентябре 1942 года 259-стрелковая дивизия принимала участие в Синявинской операции по деблокации Ленинграда. В ходе сражений 944-й полк оказался в окружении, два батальона были полностью уничтожены, а миномётная рота пропала без вести.

АМЕРИКАНСКИЙ «БОСТОН» В СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ

Борис Лебедев попал на фронт в феврале 1943 года. Был командиром звена и заместителем командира эскадрильи 861-ro бомбардировочного авиационного полка, затем командиром эскадрильи 260-ro бомбардировочного авиационного полка 244-й Лозовской бомбардировочной авиационной дивизии, 17 воздушной армии.

244-я авиационная дивизия стала второй в советских ВВС, которую оснастили многофункциональными бомбардировщиками «Бостон А-20» производства США. В СССР по программе ленд-лиза было передано более 3000 этих самолётов. В Красной Армии и Красном Флоте их использовали в качестве дневного и ночного бомбардировщика, торпедоносца, минного заградителя, тяжёлого истребителя, разведчика и транспортного самолёта.

Интересно, что в США его создавали как штурмовик, но в этом качестве он совершенно не годился, особенно на советско-германском фронте. Наши лётчики запомнили этот бомбардировщик удобным и простым в управлении, с надёжными моторами. На таком самолёте более двух лет воевал и уничтожал врагов наш земляк Б.И. Лебедев.

Американский Дуглас А-20, воевавший в небе над Донбассом

Американский бомбардировщик Дуглас А-20, он же "Бостон"


НАД ДОНЕЦКИМИ СТЕПЯМИ

Воевать лейтенант Борис Лебедев начал на Юго-Западном фронте. Своими бомбовыми ударами в одиночных вылетах, а также в составе звена и эскадрильи уничтожал немецкую военную технику, боеприпасы, живую силу противника. Приходилось воевать и в небе над Донбассом.

22 апреля 1943 года Борис Иванович во главе звена нанёс удар по немецкому аэродрому около Краматорска — были уничтожены запасы авиационного топлива и самолёты противника.

А 24 апреля в составе группы бомбардировщиков он нанёс удар по железнодорожной станции Лозовая. Общими усилиями было ликвидировано 13 немецких воинских эшелонов с техникой, солдатами и офицерами.

В начале мая пилоты дважды наносили удар по немецким аэродромам в районе Днепропетровска. Тогда были уничтожены 26 немецких самолетов.

7 мая звено лейтенанта Лебедева и ещё 18 самолётов нанесли массированный удар по немецкому аэродрому около Краматорска. На этот раз их целью стали здания, в которых размещался лётный и технический персонал аэродрома. Противник оказал сильное противодействие советским лётчикам. Бомбардировщиков встретили немецкие истребители ФВ-190 и МЕ-109. Однако наши лётчики выполнили задание, а стрелки сбили 5 вражеских самолётов.

Этот бой для Бориса Лебедева и его экипажа выдался особо тяжёлым. Немецкие истребители атаковали со всех сторон. Стрелок, сержант Филонов, был убит, штурман ранен, а Борис Иванович получил пулевое ранение бедра. Превозмогая боль, он на охваченным пламенем самолёте, преследуемом истребителями противника, смог пересечь линию фронта и приземлиться на своей территории. Через месяц лейтенант Лебедев был награждён орденом Красного Знамени.


В ХАРЦЫЗСКОМ НЕБЕ

После лечения уже старший лейтенант Б.И. Лебедев вернулся в строй и продолжил воевать. Вместе с боевыми товарищами принимал участие в освобождении родного Донбасса.

Руководство нацистской Германии придавало исключительно большое значение удержанию Донбасса в своих руках. Этот индустриальный район на юге Европейской части СССР играл важную роль в военной экономике фашистской Германии.

13 августа 1943 года началась Донбасская стратегическая операция Вооружённых сил СССР против войск Третьего рейха с целью освобождения Донецкого бассейна. Тяжелейшие бои шли в районе реки Миус, где гитлеровцы создали мощный оборонительный рубеж. 16 августа войска Южного фронта перешли в наступление и прорвали немецкую оборону. А 1 сентября фашисты начали отступать по всему фронту. 8 сентября был освобожден от немецкой оккупации город Сталино — столица Донбасса.

...В сентябре 1943-го Борис Лебедев снова оказался в небе над Харцызском. В этот раз не курсантом в «кукурузнике», а опытным боевым офицером на бомбардировщике «Бостон». Наш город уже был освобождён. Безусловно, ему хотелось побывать в родном доме, увидеть родителей, но возможности такой не было. Борис Иванович сбросил парашют с письмом — верил, что послание найдут и доставят родным. Письмо действительно подобрали и отнесли родителям лётчика.


ЧУДЕСНОЕ СПАСЕНИЕ

В 1944 году Борис Иванович участвовал в освобождении Украины. Эскадрилья капитана Лебедева совершила 312 успешных боевых вылетов, Он снова едва не погиб. 14 июля 1944 года Борис Иванович во главе эскадрильи наносил удары по скоплению немецких войск в районе села Тартаков во Львовской области. Летчики уничтожили 35 автомобилей с немецкой пехотой и грузами.

После выполнения задания советские бомбардировщики были атакованы девятью немецкими истребителями. В завязавшемся воздушном бою самолёт капитана Лебедева получил сильные повреждения. Пламя охватило крылья самолёта и правый двигатель. Шасси заклинило. Тем не менее, пилот вывел горящий бомбардировщик за линию фронта и умело посадил крылатую машину в поле на фюзеляж.

Несмотря на интенсивный обстрел самолёта, масштабный пожар и жёсткую посадку, экипаж остался в живых, лётчики отделались синяками и царапинами.


ВОЙНА В ЕВРОПЕ

После освобождения от немецкой оккупации, боевые действия развернулись на территории Германии, союзных ей государств и захваченных стран.

В 1944 году эскадрилья капитана Лебедева проводила дальнюю разведку над территорией Болгарии и Югославии.

В 1945 году Борис Лебедев воевал в небе над Венгрией и Австрией. Особенно напряжёнными были бои в Венгрии. В марте его эскадрилья «Бостонов» наносила бомбовые удары по венгерским и немецким войскам в районе населённых пунктов Варпалота и Балатонфёкаяр. В результате были уничтожены склады с боеприпасами, автотранспорт, оборонительные сооружения. Борис Иванович завершил боевой путь в австрийском небе, участвуя во взятии Вены.


ПОСЛЕ ВОЙНЫ

По завершении Великой Отечественной войны Б.И. Лебедев продолжал служить в авиации до 1957 года. Вышел в отставку в звании подполковника. Вернулся в Харцызск. За годы военной службы наш отважный земляк награждён многочисленными орденами и медалями: орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и другими.

Сергей ГУРОВ, старший научный сотрудник музея истории Харцызска.

© газета «ПАНОРАМА»

Харцызск


СМОТРИТЕ ТАК ЖЕ:

Как сетевые мошенники обманывают российских граждан ЛДНР

«Мовные» инспектора и тотальная украинизация – киевляне завидуют Донбассу





ДРУГИЕ НОВОСТИ


Сенсации



Самые читаемые новости



ОБЩЕСТВО



ПОЛИТИКА



Новости партнеров






Харцызск - новости, события, люди

Яндекс.Метрика

Ежедневно, круглосуточно, РИА «Вестник Харцызска» представляет самые "горячие" актуальные, социальные, криминальные новости дня. Новости непрерывно появляются на странице «Харцызск сегодня». Причем мы обеспечиваем пользователей, не только сообщениями о самих событиях, но и вдумчивой аналитикой, комментариями, прогнозами развития событий.

Copyright © XVESTI.RU 2013 - 2021  Эл. почта: xvestnik@i.ua.

ВНИМАНИЕ! РИА "Вестник Харцызска" может содержать материалы, для лиц, старше 16 лет!