Харцызск сегодня Полезно знать Какие мультфильмы полезнее - «Маша и Медведь» против «Свинки Пеппы»


Мультфильм "Маша и Медведь"

По мнению психологов, мультфильмы не просто влияют на детей, а транслируют ребёнку определённые модели поведения. Полезны или вредны детские мультики и как их правильно смотреть? Давайте разберёмся.

МУЛЬТФИЛЬМЫ МОГУТ И НАВРЕДИТЬ

Мультфильмы - это некая реальность для детей. Сказки нередко формируют жизненный сценарий человека. Кто-то всю жизнь чувствует себя Золушкой, кто-то Василисой Премудрой, а кто-то станет Машей из современного мультфильма. Поэтому увиденное можно обсудить с ребенком, после просмотра не лишним будет вспомнить песни на сюжетную тему, поиграть в персонажи.

Анимации наглядны, образы в них гиперболизированы. Кроме того, мультфильмы формируют общественную культуру. В российских сказках одни ценности, в американских  — совершенно другие. Кстати, многие специалисты склоняются к мысли, что именно иностранные мультфильмы стали воспитывать общество потребления. Обычный человек может и не заметить, как они учат стремлению взять от этой жизни как можно больше.

Мультфильмы, как и компьютерные игры, приковывают внимание ребенка и дают возможность родителям заниматься своими делами. Да, это спасает «здесь и сейчас», но в этот момент внимание ребёнка поглощено сюжетом, он находится в состоянии транса и его мозг отдыхает. Очередная серия дает папе и маме  несколько минут покоя или помогает накормить, одеть сопротивляющееся чадо. Так формируется привычка — отдыхать, уткнувшись в видеоряд. Это далеко не полезно.

Намного лучше и полезнее, когда ребенок разговаривает с родителями, играет в игры. Исследования показывают: дети, воспитывающиеся только «перед экраном», отстают в речевом, познавательном и даже двигательном развитии. Родители жалуются, что в 3,5 года малыш общается жестами или использует примитивную лексику. Это потому, что обычно в мультиках небогатая речь, а в переводах и вовсе лингвистическая составляющая минимизирована.

ПРОСТО НЕ ЗНАЧИТ ХОРОШО

Советские мультфильмы современных детей не особо привлекают: не та динамика, не та графика... И малышам и подросткам нравятся яркие мультики с высокой скоростью видеоряда. Психологи рекомендуют родителям, бабушкам и дедушкам смотреть старые мультфильмы вместе с малышами. Совместные просмотры, как и чтение книжек, полезны для ребенка, да и вообще для всей семьи.

Один из любимых мультфильмов нынешних малышей — «Маша и медведь». Полезен ли он с точки зрения психологии? Этот мультфильм можно сравнить с произведением Григория Остера «Вредные советы». Его лучше смотреть детям старше четырех лет, когда уже можно понять: что такое хорошо и что такое плохо. Проанализировать, правильно ли ведёт себя главная героиня.

Есть там и полезные моменты. Например, персонаж — большой добрый медведь. Это своего рода образ дедушки, старшего брата, папы, который всегда защитит, поможет, простит шалости. Ребенку нужно с кого-то брать пример. Не все хотят быть похожими на Машу, кто-то симпатизирует медведю. Кто-то себя идентифицирует с героем положительным, а кто-то — с отрицательным. Поэтому важно, чтобы соблюдалось такое правило: если персонаж в течение действия поступал плохо, его должно ждать наказание, а потом он все поймет и станет хорошим. Так ребенок будет знать, что ошибки можно исправить.

Все мультфильмы несут метасообщение (когда человек или персонаж своим поведением посылает другим дополнительную информацию). Например, «Винни Пух» — про дружбу. Про то, что мы принимаем друзей такими, какие они есть, даже если в чем-то смешные и нелепые.

 Однако в последнее время появился стереотип: «если сложно, значит плохо». Да, сложно в четыре года читать «Сказку о царе Салтане». Но ведь сложность — значит, есть, куда расти, к чему стремиться, возможность перейти на новый уровень. В примитивных мультиках ребенку не надо думать, преодолевать трудности, ведь диалоги упрощены, транслируются примитивные штампы.

КУДА ПОДЕВАЛИСЬ ДОБРЫЕ МУЛЬТИКИ?

Когда дети смотрят современные мультфильмы, папы, мамы, бабушки и дедушки чуть ли не в один голос твердят: «Что это за ужас? В наше время мультики намного добрее были». Действительно так?

Современные мультфильмы, сериалы, телевидение так или иначе навязывают нам определенную модель поведения, и далеко не всегда положительную. Эта стратегия призвана опустить моральную планку людей. Действительно, в Советском Союзе мультфильмы выпускали с задачей-минимум — воспитать нормального гражданина, максимум — хорошего человека. А в современном продукте зачастую злодейство выдают за норму, а хорошего человека представляют не в лучшем свете.

КОМПЬЮТЕР ПРОТИВ КАРАНДАША

Компьютерная анимация уже практически вытеснила рисованную от руки. Многие усматривают в этом безвозвратный процесс. Но художники поясняют: даже если персонаж будет нарисован на бумаге, все равно в итоге его отсканируют и поместят в компьютер. Просто технологии не стоят на месте, а компьютер очень упрощает и ускоряет процесс. Технический прогресс неизбежен! В общем, финал один — все преобразуется в пиксели.

Для сравнения — иллюстратор Иван Билибин пять лет рисовал иллюстрации для книги на бумаге кистями и красками. Сейчас же самую сложную иллюстрацию делают месяц, а так счет идет на дни.

Справка. 8 апреля 1912 года состоялась премьера первого российского мультипликационного фильма «Прекрасная Люканида». Широкая публика впервые в истории увидела анимационную картину. Это была работа биолога Владислава Старевича про несчастную любовь из жизни насекомых. Кукольная анимация Старевича имела огромный успех и не только на Родине, но и за рубежом. Для своего времени это был прорыв в мировом анимационном искусстве. Сегодня эта дата считается Днем рождения российской анимации.


КАК ПОЛУЧИТЬ ПОЛЬЗУ ОТ МУЛЬТФИЛЬМОВ?

— Не нужно включать ребенку мультфильм на час, а тем более дольше. Достаточно 10-15 минут просмотра, потом — перерыв на подвижную игру или другую деятельность. Можно собрать конструктор, пазл, мозаику. Чтобы мультфильмы приносили больше пользы, после трансляции предложите малышу нарисовать персонажа или слепить из пластилина. Выучите песеню из сказки или поставьте сценку. Поговорите с ребёнком, что ему понравилось в мультфильме, а что нет. Важно, чтобы ребенок не получал бесконечно готовую информацию, а чтобы осуществлял активную творческую деятельность.

Неплохо бы сначала родителям самостоятельно пересмотреть мультфильмы и выбрать из них те, которые соответствуют следующим критериям. Во-первых, мотивация. Сказка не должна побуждать ребёнка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого.

Во-вторых, ценностно-смысловая нагрузка. Мультфильм должен формировать у ребёнка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия.


В-третьих, эмоциональность. Мультик не должен вызывать у ребёнка такие негативные чувства, как тревога или неуверенность в себе. Если обижают персонажа, с которым ребёнок идентифицирует себя, — это вредный мультфильм. Если после просмотра ребёнок испытывает позитивные эмоции или учится справляться с негативными — это полезный.

В-четвёртых, познавательность. В сказке важно адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности. Да, современные дети уже в пять лет умеют читать. Но главное не это, а сформированная мотивация к усвоению нового. Важнее хотеть узнавать, учиться.


И еще. Детские психологи рекомендуют включать детям аудиосказки. Когда ребенок слушает, он также сопереживает героям, рисует персонажей в своем воображении, а не то, что навязал ему художник. Ведь ни для кого не секрет, что мультипликатор создает образ в соответствии со временем, модой и с целью продать своё произведение.


Как правильно сдерживать негативные эмоции у ребёнка

Напомним, ранее мы информировали, что родители часто сердятся, когда их ребёнок ведёт себя не так, как принято, хотя причины плохого поведения часто чисто физиологические.

Газета Панорама

Харцызск


Читайте другие публикации рубрики ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Детская психология: как поощрять хорошее поведение ребёнка
Почему за рубежом отказались от зелёнки
Если срочно нужны наличные деньги



Харцызск - новости, события, люди

Яндекс.Метрика

Ежедневно, круглосуточно, РИА «Харцызск Сегодня» представляет самые "горячие" актуальные, социальные, криминальные новости дня. Новости непрерывно появляются на странице «Харцызск сегодня». Причем мы обеспечиваем пользователей, не только сообщениями о самих событиях, но и вдумчивой аналитикой, комментариями, прогнозами развития событий.

Copyright © XVESTI.RU 2013 - 2024  Эл. почта: xvestnik@mail.ru

ВНИМАНИЕ! РИА "Харцызск Сегодня" может содержать материалы, для лиц, старше 16 лет!