Харцызск сегодня Полезно знать Детская психология: как поощрять хорошее поведение ребёнка


Детская психология

Педагогично ли награждать детей за хорошее поведение? Разве они не должны слушаться просто так, а не за конфетку? Этот вопрос волнует многих родителей, которые не хотят вырастить эгоистов и вымогателей. Но беда в том, что «просто так» дети их не слушаются. ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ.


Спросим: когда человек нуждается в положительном подкреплении? Вам, например, нужен приз за чистку зубов? Нет? А почему? Вы скажете: «Потому что мы понимаем: чистить зубы необходимо, иначе будет кариес».

Да, но в детстве мы не были такими сознательными. Кое-кто наверняка увиливал от чистки зубов. С возрастом уровень сознательности повышается, но не у всех и не во всем. Многие ли готовы «просто так» участвовать в субботнике, в работе школьных родительских комитетов, в деятельности общественных организаций? Как показывает опыт, таких людей немного.

Значит, положительное подкрепление какого-либо действия необходимо, во-первых, при отсутствии более высокой мотивации (а у ребенка она еще не сформирована в силу возраста.) И во-вторых, когда что-то трудно, а преодолевать трудности неохота.

СПАСАЮТ СУРРОГАТЫ

«А если ребенок будет просить награду за каждый чих?» — волнуются взрослые.

Страдая от ревности, чувствуя раздражение или отстраненность родителей, дети подсознательно пытаются утешить себя суррогатами: лакомствами, подарками...

Возникает замкнутый круг: ребенок ведет себя так, что поощрять его не за что, но без поощрений его поведение не улучшится. Уменьшится невротизация ребенка — снизится и потребность в суррогатах.

Кроме того, поощрения не обязательно должны быть материальными. Совместная игра, лишняя сказка на ночь, разрешение чуть подольше не ложиться спать или пригласить в гости приятеля — все это может служить наградой. Если же начнется торговля, прекратить ее просто. Скажите: «Хорошо, но тогда ты мне будешь давать призы в виде игрушек за все, что я для тебя делаю. Начнём прямо сейчас. Ты ведь собрался завтракать, не так ли?» Действует отрезвляюще.

СРАВНЕНИЯ НЕ УМЕСТНЫ

«А почему нас не поощряли, но мы все равно старались?» — возмущаются взрослые. И тут же сами отвечают на свой вопрос: «Носишься с ними, как с писаной торбой, — и все без толку...»

Конечно, многие проблемы с нынешними детьми возникают от элементарной избалованности. Хотя и двадцать, и сорок, и сто лет назад без поощрений все равно не обходилось. Просто неизбалованному ребенку меньше нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.

Безусловно, надо учить детей бескорыстию, учить настоящей любви, которая отдает себя, ничего не требуя взамен. Но, как в любой учебе, учитель должен владеть предметом гораздо лучше учеников и быть методически грамотным. Будь он хоть доктором наук, но, если начнет преподавать первоклашкам, как студентам вуза, толку не жди.

Почему же, когда речь идет об обучении математике, мы понимаем эти нехитрые истины, а когда речь идет о воспитании — забываем? Поощрения и похвала для детей — аналог наглядных пособий, без которых немыслима учеба в школе. Мы ведь не заявляем, что дети должны учиться «и так», раз взрослые учатся без картинок!


СТИМУЛ ДЛЯ «ТРУДНЫХ»

Необходимо учесть вот еще что: нервных детей по сравнению с предыдущими поколениями стало заметно больше. А расстройство психического здоровья практически всегда отражается на поведении. Именно соблюдение тех или иных поведенческих норм зачастую представляет главную трудность для «проблемных» детей.

И если мы хотим их этим нормам научить, то должны действовать так же, как действуют умные учителя, имея дело с учениками, которые, мягко говоря, не блещут способностями. С одной стороны — им облегчают задачу, а с другой - стараются заинтересовать, подбадривают, стимулируют.

«А как поощрять? - часто спрашивают родители. — Ему ничего не нужно. Лишишь мультика — в ответ: «Ну и ладно!» Без конфет и мороженого вполне обходится. На днях его - в цирк не взяли. Сначала расстроился, а теперь и не вспоминает».

Но своевольные и демонстративные дети, которым свойственно такое поведение, вовсе не бесстрастные аскеты. Наоборот, они повышенно конкурентны. Значит, и потребностей у них обычно больше, чем у сверстников. Просто родители не то выбирают.


Для демонстративных детей главный стимул — общение и публичное признание их заслуг. Подкреплять хорошее поведение демонстративного ребенка нужно совместными играми, прогулками, лаской, разговорами, похвалой.

Приглядитесь к детям: что они любят, ценят, просят. Многие взрослые спешат дать ребенку по максимуму, даже не дожидаясь его просьб.

А потом недоумевают: столько ему всего сделали, а он еще больше распоясался. Но, если человека, не успевшего проголодаться, закармливать, толку не будет...


Какие мультфильмы полезнее - «Маша и Медведь» против «Свинки Пеппы»

Напомним, ранее мы информировали, что по мнению психологов, мультфильмы не просто влияют на детей, а транслируют ребёнку определённые модели поведения. Полезны или вредны детские мультики и как их правильно смотреть? Давайте разберёмся.

Газета Панорама


Смотрите другие публикации рубрики ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
История мороженого и интересные факты про мороженое
Как правильно сдерживать негативные эмоции у ребёнка
Почему за рубежом отказались от зелёнки



Харцызск - новости, события, люди

Яндекс.Метрика

Ежедневно, круглосуточно, РИА «Харцызск Сегодня» представляет самые "горячие" актуальные, социальные, криминальные новости дня. Новости непрерывно появляются на странице «Харцызск сегодня». Причем мы обеспечиваем пользователей, не только сообщениями о самих событиях, но и вдумчивой аналитикой, комментариями, прогнозами развития событий.

Copyright © XVESTI.RU 2013 - 2024  Эл. почта: xvestnik@mail.ru

ВНИМАНИЕ! РИА "Харцызск Сегодня" может содержать материалы, для лиц, старше 16 лет!