Главная Новости из первых уст В Харцызске прошла фотовыставка, посвященная истории развития фотографии и фотодела


История развития фотодела

7 января 1839 года на заседании Французской академии наук был заслушан доклад о первом в истории человечества оптико-химическом способе получения изображений. Эта дата вошла в историю как День рождения фотографии.

Всемирный день фотографии отмечается ежегодно 19 августа. Учрежден он был не так давно, всего девять лет назад. В этот день все в том же 1839 году широкая публика впервые ознакомилась с методом получения фотоотпечатка.

Но есть еще одна дата, позволяющая всем неравнодушным к фотографии поднять бокалы «за прямоту оптической оси и натруженный указательный палец». Это 12 июля - день Святой Вероники, покровительницы фотографии. А попросту говоря - День фотографа.

Когда Иисус Христос, осужденный на мучения и смерть, направлялся на Голгофу, толпа любопытных и сочувствующих окружила шествие. Под тяжестью ноши Христос упал на колено. В это время добрая женщина подбежала к нему, чтобы напоить водой. Чтобы изнеможенный Иисус мог обтереть пот, она .протянула свой плат. Уже дома Вероника обнаружила, что на ткани отпечатался образ Христа. Позже плат попал в Рим, где его назвали Нерукотворным образом. Можно сказать, это была первая фотография на текстиле.

Первый нерукотворный образ Иисуса Христа

Первый Нерукотворный образ в руках Святой Вероники

Несмотря на то, что 12 июля — дата по календарю старого стиля, ее решили не менять, поскольку в этот день родился предприниматель Джордж Истман — основатель всемирно известной компании Kodak, — сделавший фотографию доступной каждому.

«СВИДЕТЕЛИ ВРЕМЕНИ»

Так называлась выставка фото- и видеотехники, которая прошла в музее истории Харцызска. Кроме кинокамер, фотоаппаратов и сопутствующего оборудования ХХ века, на выставке представлены фотографии с видами на улицы и исторические места города, сделанные несколько десятков лет назад.

Кинотеатр РОДИНА

1970-й год. Кинотеатр "РОДИНА". Показ нашумевшего в те времена детектива от Рижской киностудии "24-25 не возвращается"

Улица Вокзальная, гастроном УКРАИНА

1968 год, улица Вокзальная, гастроном "УКРАИНА". Жители Харцызска ждут открытия магазина после перерыва.

По словам главного хранителя фондов музея истории Харцызска Оксаны Барановой, экспонаты входят в число музейных фондов и представляют одну из многочисленных тематических коллекций, собранных за 50 лет существования учреждения.

Харцызск, площадь ЛЕНИНА

Харцызск, площадь ЛЕНИНА в 1950-е годы

Харцызск, М-н ЧЕРЁМУШКИ в середине 1970-х

Харцызск, м-н ЧЕРЁМУШКИ в середине 1970-х

Троллейбусное движение в Харцызске было открыто 4 февраля 1982 года

Все предметы в разные времена безвозмездно передали музею местные жители, которые таким образом решили пристроить в хорошие руки свои воспоминания, а заодно и поделиться ими с окружающими, причем на многие поколения вперед. Для работников музея такой энтузиазм чрезвычайно важен, поскольку народная благотворительность — практически единственный источник пополнения фондов музея.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ: «Я родом из СССР» - в Харцызске открылась выставка

На выставке можно увидеть легендарные советские фотоаппараты, с которыми у многих связаны самые тёплые воспоминания. Каждая фотография доставалась фотолюбителям нелегко, и одного щелчка затвора было далеко не достаточно, чтобы гарантированно получить снимок. Можно было, конечно, не заморачиваться и сдать пленку в фотостудию, но большинство советских граждан предпочитали «творить» самостоятельно, наслаждаясь процессом рождения памятного изображения.

Самый старый из экспонатов выставки — фотокамера 1907 года выпуска, а самый «молодой» цифровой экземпляр родился всего десять лет назад.

Студийная камера формата 18х24, изготовлена в мастерских Торгового Дома «Iосифъ Покорный» (Ростовъ н/д). Дата изготовления - 1904-1907 г.

Студийная камера формата 18х24, изготовлена в мастерских Торгового Дома «Iосифъ Покорный» (Ростовъ н/д). Дата изготовления - 1904-1907 г.

«Фотокор» считают первым массовым советским фотоаппаратом. До его появления фотолюбители и фотографы-профессионалы вынуждены были довольствоваться дорогими импортными моделями. Первые фотокамеры «Фотокор-1» поступили в продажу в 1930 году. По качеству они не уступали заграничным моделям. Благодаря широкому диапазону экспозиций, «Фотокор-1» применяли для съемок на улице и в помещении при разном освещении.

Фотоаппарат «Фотокор-1»

Фотоаппарат «Фотокор-1»

Характерно, что объектив передвигался в вертикальном и горизонтальном направлении. Резкость наводили методом растяжения меха. Выбрав диафрагму и нужную выдержку, заднюю стенку корпуса-фотокамеры снимали, устанавливая вместо нее кассету с фотопластиной. Затем убирали заслонку, прикрывающую фотопластину, и можно фотографировать.

Стеклянные пластины перестали выпускать в 1954 году, и фотоаппарат ушел в историю. Тем не менее, «Фотокор-1» был самым массовым советским фотоаппаратом довоенного периода. За 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы) выпущено более миллиона экземпляров. Почти вся военная хроника Великой Отечественной войны запечатлена этой фотокамерой.

Фотоаппарат «Смена 8М», по статистике, был в каждой седьмой советской семье. Он занесён в книгу рекордов Гиннесса, как самый массовый фотоаппарат в мире. Объём его выпуска превысил 20 миллионов штук.

Фотоаппарат «Смена 8М» с комплектом пленок для него

Фотоаппарат «Смена 8М» с комплектом пленок для него

«Смена 8М» с открытой задней крышкой

«Смена 8М» с открытой задней крышкой

«Зоркий» — один из самых популярных фотоаппаратов в СССР. Самым массовым среди фотоаппаратов данной марки был «Зоркий-4», который производился практически без изменений с 1956 по 1973 годы.

Фотоаппарат «Зоркий-4» с объективом «Индустар»

Фотоаппарат «Зоркий-4» с объективом «Индустар»

«ФЭД» был назван в. честь Феликса Эдмундовича Дзержинского и выпускался с 1934 по 1993 годы на Харьковском производственном машиностроительном объединении.

Фотоаппарат ФЭД - 5

Фотоаппарат ФЭД - 5

А ПРОЦЕСС?

Сегодня фотоаппарат есть практически у каждого человека — зеркальные фотокамеры, любительские цифровые «мыльницы», камеры на несколько мегапикселей, встроенные в смартфоны и мобильные телефоны.

Это сейчас, чтобы сделать фото, достаточно нескольких секунд. Нажал на кнопку — есть изображение. «Натыкал» сотню-другую снимков — выбирай самые удачные. Чтобы распечатать картинку достаточно пары кликов мышкой. Хотя для многих и это уже лишнее. Тысячи фотографий отправляются в соцсети, размещаются на страницах блогов и сайтов, хранятся на жестком диске или на внешнем носителе...

А раньше изготовление фотографий было настоящим искусством. К каждому кадру относились бережно. Ведь на плёнке было максимум 36 кадров. И результат фотосъемки можно было увидеть только после проявки этой самой пленки.

Прежде чем начать съёмку, надо было зарядить плёнку. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Советская плёнка продавалась упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу в типовой коробочке с указанием светочувствительности (32, 64, 125 и 250 единиц) и завода-изготовителя. В Союзе их было два: в Шостке «Свема» и в Казани «Тасма». Самой ходовой была пленка «Свема-64».

Пленка «Свема-64» и коробка, в которую заправляли пленки

Пленка «Свема-64» и коробка, в которую заправляли пленки

Так вот, в полной темноте (в ванной комнате или с намотанным на руки одеялом) надо было плёнку вынуть из упаковки, намотать на маленькую катушечку, вставить катушечку в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, надо было изрядно потренироваться. Как, собственно, и тому, чтобы потом отснятую фотопленку намотать на специальную бобину со спиралью и вставить в герметичный бачок для обработки реактивами. Все это тоже надо было делать в темноте. Занятие определенно не для слабонервных.

Бачок для обработки пленки реактивами

Бачок для обработки пленки реактивами

Далее - полоскание пленки в проявителе, воде и фиксаже, и самый волнительный момент — извлечение ее на свет божий, чтобы, наконец, посмотреть — «получилось или нет».

Процесс печати фотографий — отдельное магическое действо. Кстати, в музее представлены все необходимые для этой процедуры приспособления: фотоувеличитель, кадрирующая рамка, фотофонарь, кюветы для растворов химикатов, фотобумага, глянцеватель.

Реактивы для химической обработки пленок и фотографий.

Реактивы для химической обработки пленок и фотографий.

Оксана Борисовна подчеркнула, что работники музея постарались максимально реалистично воссоздать домашнюю фотолабораторию. Однако справедливо будет заметить, что передать незабываемые ощущения процесса эти предметы могут только тем, кто когда-то провел не одну ночь «под красным фонарем».

Незабываемые ночи, проведенные за фотоувеличителем

Незабываемые ночи, проведенные за фотоувеличителем

ФОТОГРАФИЯ НЕ ОБЯЗАНА БЫТЬ ИДЕАЛЬНОЙ

Несмотря на то, что цифровые камеры давным-давно вытеснили плёночные фотоаппараты, и в наше время есть фотохудожники, которые предпочитают создавать шедевры собственноручно. Такая работа ценится гораздо выше, чем «отфотошопленные» мертвые кадры, и эстетическое наслаждение ни с чем не сравнить. Удовольствие не из дешевых, но и аппаратура, и препараты нынче усовершенствованные.

Современная фотокамера

Современная фотокамера

Плёночный аппарат — незаменимый инструмент в арсенале многих профессиональных фотографов. Во-первых, плёнка позволяет получить снимки с достаточно высокой детализацией и хорошей цветопередачей.

Во-вторых, целью фотографа не является снятие точной кальки с реальности. Иногда «неидеальности» просто здорово выглядят. Иначе чем объяснить популярность фильтров «под плёнку» в графических редакторах?

А У ВАС ЕСТЬ СЕМЕИНЫЙ АЛЬБОМ?

В век цифровых технологий фотография все больше утрачивает свое предназначение. Теперь снимки можно делать ежеминутно, а современные носители позволяют хранить терабайты информации, тем самым лишая возможности вспомнить действительно важные моменты.

А память тем временем безжалостно стирает воспоминания. Пройдут годы, и легко ли будет найти в недрах компьютера тот единственный снимок со свадьбы, где запечатлены еще живые бабушка и дедушка, или с первого дня рождения малыша, или из семейной поездки на море?

Фотография должна жить, и ее место в семейном альбоме. Ее нужно «смотреть до дыр», трогать, ставить на комод и наслаждаться, просто прикасаясь к ней. Ведь миг, запечатленный камерой, уже никогда не вернется...

Оксана ЛАВРИНЕНКО

Газета Панорама

РУБРИКА: Новости из первых уст

Читайте другие публикации рубрики:

В центре Харцызска открылся Центр связи

Харцызянам объяснили некоторые нюансы местного образования

В Харцызске появится «Горящее сердце солдата»

Смотрите новости из разряда СЕНСАЦИИ:


СКАНДАЛЫ




Самые сенсационные события в мире







СМИ Харцызска

ТВ Сфера онлайн

Новости Харцызска на ТВ Сфера

ВЫПУСК ОТ 10 ДЕКАБРЯ


Газета Панорама Харцызск

Газета "Панорама"

№ 49 ОТ 06 ДЕКАБРЯ

Новости партнеров




Мировые сенсации





Яндекс.Метрика

Copyright © XVESTI.RU 2013 - 2018  Эл. почта: xvestnik@i.ua.

ВНИМАНИЕ! РИА "Вестник Харцызска" может содержать материалы, для лиц, старше 16 лет!