Главная Голос народа Ради самих себя...


Поле СлавыУ юноши был профиль  итальянского киноактера Франко Неро: редкой красоты лоб, нос и подбородок. В футболке с надписью «Украина», с наброшенным на плечи желто-синим флагом, он замер у экспозиции, посвященной форсированию Днепра советскими войсками осенью 1943 года.

 

«Какая досада, что в Национальном музее Великой Отечественной войны нельзя свободно вести фотосъемку, - подумалось автору этих строк. — Был бы отличный сюжетный снимок молодого украинского патриота с фотогеничной внешностью, реально интересующегося историей Отечества.

Позже выяснилось, что «Франконеро», как и десятки других молодых людей, приехал в Киев из провинции поддержать сборную Украины по футболу в матче со сборной Англии. У болельщиков оказалась куча свободного времени, они решили убить его на территории Киево-Печерской лавры и в находящемся поблизости Музее боевой славы.

Конечно, похвально то, что молодежь не стала бесцельно бродить по улицам столицы, а направила свои стопы к собранию реликвий военного прошлого. Но совсем не факт, что эти реликвии заинтересовали провинциалов. На вопрос, что вызвало особый интерес, случайные собеседники отвечали уклончиво.

... Музеи истории Отечественной войны 1941-1945 г.г. расположен на крутом возвышении в центре поля, названного Полем Славы. От остановки троллейбуса и до входа в здание — на достаточно большом расстоянии - посетителей сопровождают песни военных лет. «Катюшу» и «Синий платочек» исполняет певица с голосом оперной дивы. Двое подростков очень похоже подражают ее академическому исполнению. Пацаны азартно соревнуются в имитации репродукторов, вызывая смех у многочисленной компании. Когда уже другая, не утонченно-оперная, а басовито-простонародная певица затягивает «Степом, степом...», целый хор молодежи принимается неудержимо паясничать. Группа проходит через декоративную ограду из противотанковых ежей, за которой на небольшом холме возвышается памятник «Загиблим». В обнимку с бронзовой фигурой изможденного, смертельно раненого солдата фотографируется паренек с характерным болельщицким шарфиком на шее.

Благодаря международному матчу музей получил каких-никаких посетителей. Причина отсутствия паломничества, как кажется, кроется не только в порядком надоевшей песенной и прочей монументальности. Музейное дело давно и прочно коммерциализировалась. Память о войне продается без скидок инвалидам, без пенсионных льгот, без дней свободного посещения, как это практикуется во всем мире. Продается обзор Киева с Высоты птичьего полета и статуи Родины-матери. Сдаются в аренду площади.

В пятницу, 6 сентября, в Музее Великой Отечественной войны собрались члены донбасского землячества «Донеччина», чтобы отметить 70-летие освобождения родного шахтерского края. Говорят, в былые времена на торжествах такого масштаба обязательно присутствовали настоящие фронтовики - освободители Донбасса. Нынешней осенью не было ни одного бывшего солдата и офицера, кто участвовал в боях за Сталино, Артемовск, Волноваху и прочие наши города и села. Во время фуршета земляков-«донбасяк», как выразился один из гостей, развлекали специально приглашенные артисты, одетые в военную форму. Звучала все та же «Катюша» — намного задушевнее, чем на Поле Славы. Но ощущение образовавшейся пустоты невозможно было заполнить ни «Катюшей» в нормальном девичьем исполнении, ни целым ансамблем хорошо подготовленных музыкантов.

Праздник шумел в подвальном помещении музея, где располагаются гардероб и буфет. А на втором этаже в залах переломного 1943 года своей обычной жизнью жила экспозиция, посвященная освобождению Донбасса. Вот что на ней представлено: надпись «Герои боев за Донбасс» и -фотографии двух военных - Владимира Лавриненкова и Алексея Алелюхина. Первый отрекомендован как Герой Советского Союза, гвардии старший лейтенант, второй просто как советский ас. В экспозиции имеется печатный листок с информацией о том, что в честь победы в Донбассе 8 сентября 1943 года в 8 часов вечера Москва салютовала 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. Эта невероятная информационно-выставочная скудость удивительным образом дополняется листом картона, на котором размещен переведенный на украинский язык приказ Гиммлера по Украине от 7 сентября 1943 года. Он адресован верховному руководству СС и полиции. «Дорогой Прюцманн! — говорится в документе. - Генерал от инфантерии Штапф получил особые указания относительно Донецкой области (почему Донецкой, если область и до войны и после войны была Сталинской?). Возьмите на себя их выполнение совместно с ним. Я обязываю

Вас использовать для этого все силы. Необходимо делать все, чтобы при отступлении с Украины там не осталось людей, скота, зерна, ни метра железнодорожного полотна, чтобы там не уцелели дома, не сохранились шахты, и не было хотя бы одного не отравленного колодца. Противнику должна остаться тотально выжженная и уничтоженная земля. Обсудите эти вопросы с Штапфом и сделайте все, что в Ваших силах. Рейхсфюрер Гиммлер».

Вот какое значение имел Донбасс для ближайшего сподвижника Гитлера, надо полагать, и для всей фашистской Германии. И странно, что в Национальном музее Великой Отечественной войны для отражения событий в Донецкой (Сталинской) области в период ее освобождения от немецко-фашистской оккупации не нашлось достаточно подготовленных экспертов в этом вопросе. Странно, что наш край не занял достойного места среди остальных музейных экспозиций.

Справедливости ради отмечу, что в фойе музея на двух противоположных стенах в металле отлиты названия войсковых соединений, идентичные названиям тех или иных населенных пунктов. Удельный вес «донбасских» частей - значительный. В этой публикации нет возможности перечислить абсолютно все. Назову только некоторые: Иловайская 96 гвардейская стрелковая дивизия, Макеевская 54 гв. стр. див., Енакиевский 34, 40 гв. 320 стр. див., Чистяковская (ныне Торез) 127 стр. див., Сталинские 50 гв. 230, 301 стр. див. бомбардировочный полк дальнего действия. Бойцы Сталинской 50 гвардейской дивизии освобождали наш Харцызск. А были еще Горловские, Волновахские, Краматорские, Константиновские, Артемовские, Дебальцевские, Славянские, Мариупольские войсковые соединения. К примеру, на фронтах Великой Отечественной отважно сражалась Волновахская 11 гвардейская кавалерийская дивизия.

Также на стенах музея выбиты имена всех Героев Советского Союза - участников Отечественной войны. Среди пяти Шалимовых есть и харцызянин, среди пятерых Героев по фамилии Максименко. Из двух Алехновичей — один наш.

В столичном музее можно сделать неожиданное для себя открытие: награда может не только возвысить человека, но и унизить его соотечественников. Эта мысль приходит в голову возле портрета крестьянки Е.Ф. Степановой — уроженки Украины, которая проводила на фронт девятерых своих сыновей. Все они погибли. В 1977 году Епистимия Федоровна была посмертно награждена орденом Отечественной войны 11 степени. И вот тут стоит задуматься: «Зачем матери после смерти этот орден?» Зачем помпезность и патетика в официальной части торжеств по случаю 70-летия освобождения городов и сел Донбасса? Кого это греет и кому добавляет гордости за нашу малую родину? Гораздо больше проку от раз и навсегда заведенного порядка на могилах участников боев. И почему уже долгое время памятники истории, расположенные на территории Зугрэса и состоящие на госучете, «висят в воздухе»?  Согласно решению Зугрэсского горсовета от 24.12.2007г.  памятник на Братской могиле советских воинов, памятник на Братской могиле мирных граждан, памятник воинам-землякам, памятник в честь воинов-освободителей должны были быть приняты на баланс КП «Зугрэскоммуналсервис» до 01.01.2008 г. Этого так и не произошло. Решением Зугрэсского горсовета от 26 апреля 2013 г. был определен новый балансодержатель — КП «Служба единого заказчика» и установлен срок, до которого необходимо было провести денежную оценку и оформить соответствующие документы 01.06.2013 г. По состоянию на 05.08.2013 г. это решение не выполнено. Зачем пламенные речи, фанфары, весь этот псевдо-гражданский надрыв, если у города в течение нескольких лет не находится 1600 гривен (по 400 на каждый памятник), чтобы произвести их денежную оценку и выполнить то, что положено по закону.

Когда имеют место двойные стандарты отношения к святыням, не стоит удивляться цинизму молодого поколения, которое при живых участниках войны живо обсуждает в интернете достоинства наиболее результативных немецких вояк. Таких асов, к примеру, как истребитель Эрих Хартман. Вот ради интереса почитайте, как превозносят этого рекордсмена по числу успешно проведенных боев в небе над Украиной наши молодые соотечественники. В потоке комплиментов не слышно здравомыслящих оценок, которые дают отдельные пользователи.

Иван Иванович Селифонов - Герой Совеского Союза, участник Великой Отечественной войны.Каково читать эту «арийскую чушь» (по выражению одной участницы дискуссии), допустим, киевлянину И.И. Селифонову — советскому летчику-истребителю, ровеснику Хартмана (оба родились в 1922 году), Герою Советского Союза, который, как и Хартман, начал воевать в конце 1942 года. Оба прошли всю войну без единой царапины, после войны оба написали мемуары. Хартман умер в 1993 году. А Иван Иванович жив-здоров, в прошлом году отпраздновал 90-летие. Он - один из немногих живых участников Парада Победы на Красной площади. Как он сам говорит, «очищал небо» над Украиной, над Донецком. То, что он в настоящее время не просто жив, а не по годам бодр и здоров, общественно активен, — глубоко символично. Война — не спорт с жесткими правилами «игры», а противостояние правых и неправых, защитников Родины и ее захватчиков, носителей гуманистических ценностей и выразителей античеловеческой идеологии. Казалось бы, все просто, но прошло уже более 70 лет с начала войны, а все это приходится в который раз повторять. Не ради таких фронтовиков, как Иван Иванович Селифонов. А ради самих себя.

СКАНДАЛЫ




Самые сенсационные события в мире







СМИ Харцызска

ТВ Сфера онлайн

Новости Харцызска на ТВ Сфера

ВЫПУСК ОТ 12 ДЕКАБРЯ


Газета Панорама Харцызск

Газета "Панорама"

№ 49 ОТ 06 ДЕКАБРЯ

Новости партнеров




Мировые сенсации





Яндекс.Метрика

Copyright © XVESTI.RU 2013 - 2018  Эл. почта: xvestnik@i.ua.

ВНИМАНИЕ! РИА "Вестник Харцызска" может содержать материалы, для лиц, старше 16 лет!