Главная Звёзды Харцызска Харцызский театр «Браво»: задача – действовать на подсознание


Харцызский театр-студия БРАВО

В Луганске состоялся IV открытый молодёжный театральный фестиваль «ArtEast-2018». Он проходил с 30 ноября по 1 декабря. В столицу ЛНР съехались победители предварительного заочного отбора — 11 коллективов, среди которых был и театр-студия «Браво» из Харцызска.


Наши актёры показали традиционно высокий уровень, сумев произвести впечатление и на жюри, и на зрителей. О том, как проходил фестиваль, а также о буднях и закулисьях студии, в интервью поведал режиссёр театра «Браво» Павел Приходько.

ХАРЦЫЗСК И ГОРЛОВКА— ВЕЧНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

- Большинство участников показали на фестивале «ArtEast-2018» постановки на молодёжную тематику, а также детские представления для самых маленьких зрителей, — рассказывает Павел Иванович. — Очень массовую работу продемонстрировали ребята из Луганска — они играли сказку «Волшебник Изумрудного города», и на сцену вышли около 60 актёров. Интересным и запоминающимся было выступление горловчан - сказка Виктора Ольшанского «Серенький К.»; я убеждён, что эта инсценировка заслуживает высших похвал. Ну а мы на свей раз выступили со спектаклем по пьесе Екатерины Назаровой «Мой дедушка — Маг» — социальную драму о современных подростках. Следует отметить, что наши театры — харцызский и горловский — постоянно конкурируют, то и дело «вырывая» друг у друга гран-при различных конкурсов.

Мой дедушка - Маг

Постановка "Мой дедушка - Маг" Харцызского театра "Браво"

- Кто же победил в противостоянии на сей раз?

— В нынешнем году решением судейской комиссии гран-при отменили, определив только победителей в номинациях. Но по моему мнению, горловский «Серенький К.» и наш «Дедушка Маг» вновь были лучшими и имели самые высокие шансы на награду. Я говорю это не только потому, что я — режиссёр театра «Браво» и нахваливаю своих: я видел по реакции зала, какие пришлись по душе зрителям. Единственным спектаклем, после которого весь зал, включая членов жюри, поднялся с мест и аплодировал стоя, был «Мой дедушка - Маг». Нас благодарили овациями, не скрывая слёз на глазах, ко мне подходили и говорили много искренних, полных восхищения слов. А Юрий Кулик, сыгравший одного из главных героев — дедушку Мага — получил награду за лучшую мужскую роль.

- Расстроило ли вас то, что гран-при никому не вручили?

— У меня была другая цель — повезти артистов-старшеклассников в Луганск, чтобы они посмотрели Луганскую государственную академию культуры и искусств им. М.Матусовского, на базе которой проходило мероприятие, и окунулись в театральную атмосферу. Кроме того, в подобных поездках коллектив становится сплочённее, участники сближаются друг с другом, а это важно для меня как для руководителя. И могу сказать, что артисты справились и с игрой на сцене, и с командной работой вне её.

«МНЕ С НИМИ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО!»

- Мне неоднократно доводилось общаться с актерами театра-студии «Браво», и все они подчеркивают, что в коллективе царит очень добрая дружеская атмосфера. Как вам удается её создавать и поддерживать? Ведь это же подростки трудный возраст, конфликты соперничество, обидчивость...

— Если говорить о творческой работе, то я каждого, кто приходит к нам, сразу настраиваю на то, что даже шаги за сценой — это роль, к которой нужно относиться серьёзно. Нет маленьких ролей — есть маленькие актёры. Приняв это, ребята не обижаются, если не играют ключевых персонажей. Сегодня ты исполняешь главную роль, завтра — второстепенную, послезавтра — эпизодическую, а в каком-то спектакле и вовсе играть не будешь, потому что режиссёр не представляет тебя в нём. Но в последнем случае я даю возможность проявить инициативу: каждый, кто не попал в постановку, может самостоятельно разучить и подготовить эпизод из неё и показать мне. Вдруг я просто «промахнулся» и не увидел в том или ином артисте потенциал?

Бывали случаи, когда таким образом кто-то из моих воспитанников в конечном итоге попадал на сцену в спектакле, где я его задействовать не планировал. Что же касается атмосферы, не имеющей отношения к рабочему процессу, здесь я стараюсь не вмешиваться. Для этого у нас есть совет театра — ребята-активисты, лидеры, которые способны вести остальных за собой и поддерживать микроклимат в команде, гасить и не допускать конфликты. Их главная задача — раскрыть настоящую личность каждого, кто приходит в театр.

Не секрет, что в школе и на улице дети редко бывают сами собой — они играют роли. Роли сильных, крутых, способных за себя постоять людей. Но здесь они учатся не стесняться своей истинной личности. Если они ранимые, боятся общаться, заводить новые знакомства, тут их за это никто не будет высмеивать, придумывать обидные прозвища — нет, их научат побеждать комплексы и развивать свои лучшие качества. Ребята сами устраивают чаепития, общаются, организовывают празднования дней рождений для своих коллег по сцене и делают всё, чтобы новичкам было комфортно в театре и хотелось сюда возвращаться. Они очень самостоятельные, и мне с ними очень повезло!


КАК ПОСТАВИТЬ «РЕВИЗОРА»?

- Каждый сезон вы удивляете харцызского (и не только) зрителя интересными, необычными, затрагивающими за живое спектаклями. Как происходит подбор материала для постановки?

— Это довольно сложный процесс. Я стараюсь брать пьесы молодёжной тематики, интересные современным подросткам. Но большинство из того, что можно найти в Интернете, пестрит ненормативной лексикой и скабрёзностью. Молодых парней и девушек показывают грубыми, хамоватыми; они курят и принимают наркотики. Мне же не интересно выводить на сцену такие образы. Меня привлекает материал, который нравится участникам, так как они понимают героев, но не отталкивает зрителей. Да и не каждый родитель захочет видеть своего ребёнка 13-14 лет в роли малолетнего наркомана или девочки лёгкого поведения, ругающихся матом.

Мы показываем проблемы поколения, не злоупотребляя негативом. Например, у нас был спектакль «Дети улиц» — про ребят в сложной жизненной ситуации, лишившихся родительской опеки и по различным причинам сбежавших из детского дома. Или тот же «Мой дедушка — Маг». Здесь дети имеют родителей, но они одиноки, мамы и папы ими не занимаются, и это сказывается на их поведении и мировоззрении. Сейчас мы готовим ещё одну подростковую историю — в ней есть элементы детектива, но в центре внимания снова школьники, а точнее — старшеклассники, и их взаимоотношения.

Ни в одном из этих спектаклей нет слишком одиозных героев, но это не мешает артистам поднимать серьёзные и важные вопросы. Возможно, это заставит задуматься кого-то из юных зрителей. Дети — народ непростой: читать им мораль бессмысленно. А вот показать картинку — яркую, сочную, позволяющую каждому взглянуть не только на персонажа, но и на самого себя со стороны, куда эффективнее. Действовать на подсознание — об этой задаче театра ещё Станиславский говорил.

- То есть, акцент делается на современной драматургии?

— Хочется, конечно, поставить что-нибудь из классики — Мольера, Шиндлера, Шекспира. Очень интересно было бы попробовать стихотворный материал — «Ромео и Джульетту», например. Но для этого нужны большие финансовые вложения. Можно, конечно, пойти по популярному сегодня пути и осовременить персонажей, одев их в джинсы и кожу, но надо знать, ради чего это делать, а я пока не вижу в этом смысла. Но надеюсь, что когда-нибудь у нас получится замахнуться на классиков.

- Вы говорите, что это интересно вам как постановщику. А как думаете, заинтересует ли подобный материал ваших подопечных?

— Это зависит в первую очередь от режиссёра. В 80-х годах в народном театре я предложил поставить гоголевского «Ревизора». Когда я это озвучил, все артисты сказали категорическое «нет». В данном случае задача руководителя— не просто убедить, а доказать, что это сегодня интересно зрителю, злободневно. А также подчеркнуть, что пьеса «расходится» на актёрский состав — для каждого персонажа у нас есть подходящий исполнитель: «Вот ты можешь играть городничего, ты — Ляпкина-Тяпкина, ты — Хлестакова...». Со временем творческий коллектив будет готов к работе, и вот тут важно не опустить планку, реализовать всё то, что обещал, когда уговаривал команду взять материал. «Ревизора» мы в итоге поставили и даже завоевали с ним гран-при на фестивале «Донецкая театральная весна».


НА КАЖДОМ СПЕКТАКЛЕ— АНШЛАГ

- У вас очень богатый опыт работы. Скажите, отличается ли современный театр в Харцызске от театра прошлых лет?

— Время накладывает свои отпечатки. Нынешние молодые и взрослые люди очень замкнуты в себе, своём мире, социальных сетях. Зачастую в народный театр идут только выпускники студии, и лишь очень редко — посторонние люди, доселе не связанные со сценой, но решившие во взрослом возрасте попробовать себя на актёрской ниве. Ну, и жизненная ситуация у людей сегодня непростая: многим приходится усиленно работать, чтобы прокормить семью, и на творчество времени не остаётся.

- Общаясь на различных международных форумах с ребятами из России, которые не видели воочию обстановки в Донбассе, я часто встречала удивлённо-восхищённую реакцию: мол, у вас там война, а вы продолжаете развиваться, креативить, созидать. Скажите, как вам и вашим подопечным удаётся творить в это сложное время?

— Знаете, я заметил, что с 2014 года, когда на нашей территории начались военные действия, зрителей у нас на спектаклях стало больше. Почти на каждом показе— аншлаг, в зале — взрослые и дети. Возможно, это связано с тем, что не у каждого имеется возможность съездить в Макеевский ТЮЗ или донецкий театр. Но есть и те, кто приходит, потому что любит наших актёров. Они смотрят один спектакль по нескольку раз. Одна девочка не пропустила ни единого спектакля. Она приводит с собой родителей, бабушку, дедушку. У их семьи даже имеются особые почётные места в зале.

- Скажите, а что нужно чтобы стать актёром вашего театра?

— Есть ребята, которые приходят осознанно, а есть те, которых приводят родители. Причём зачастую это дети 6-7 лет, мамы и папы которых утверждают, что «он так хорошо декламирует стихи и играет дома». Однако это ещё не значит, что он способен выйти на сцену. Да и сложно работать с малышом, который даже читать не умеет.

Впрочем, самое важное для любого, кто планирует попробовать себя на артистическом поприще, — это желание. Мы не отказываем никому, кто к нам обращается. Но у нас есть такое понятие как адаптационный период: два месяца новичок просто смотрит. Смотрит на репетиции, рабочий процесс, атмосферу. И принимает решение, остаться или нет. Это нужно и для того, чтобы он влился в коллектив, а мы могли эффективно готовить спектакли. Потому что бывали случаи, когда появляется очень талантливый ребёнок, я сразу ставлю его на роль, а через месяц он бросает занятия. Приходится заменять его другим артистом, а это упущенное время.

В ходе адаптационного периода человек не остаётся в стороне от процесса: он вместе с остальными постигает азы актёрского мастерства — учится падать и подниматься на сцене, кричать и т.д. Пройдя через это, он сам для себя делает вывод, готов ли он остаться или хочет уйти.


ДРУГИЕ НОВОСТИ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ХАРЦЫЗСКА
Музыкальные триумфы юных дарований Зугрэсской школы искусств
Харцызский «EVIDENCE» принял участие в республиканском фестивале «Dance Continent - 2018»
Харцызский коллектив «Аркадия» покорил Сочи
Театр-студия «Дебют» продолжает радовать харцызских зрителей


Каждый сезон у нас записывается множество ребят, но огромная часть уходит после пары-тройки занятий. И это нормально! Зато с остальными я могу работать с полной самоотдачей, уверенный в высоких результатах.

Беседовала Анна ГРАЧЁВА.

Газета Панорама, Харцызск


Самые сенсационные события в мире




СВЕТСКИЕ НОВОСТИ






С Днём защитника Отечества!


СМИ Харцызска

ТВ Сфера онлайн

Новости Харцызска на ТВ Сфера

ВЫПУСК ОТ 21 ФЕВРАЛЯ


Газета Панорама Харцызск

Газета "Панорама"

№ 8 ОТ 21 ФЕВРАЛЯ

Новости партнеров




Мировые сенсации




Харцызск - новости, события, люди

Яндекс.Метрика

Copyright © XVESTI.RU 2013 - 2019  Эл. почта: xvestnik@i.ua.

ВНИМАНИЕ! РИА "Вестник Харцызска" может содержать материалы, для лиц, старше 16 лет!