Вот и наступило первое сентября. Во всех школах большого Харцызска прошли торжественные «линейки» и первые уроки, на которых учителя, как всегда стремяться к достижению больших и малых учебных и воспитательных целей и результатов у своих новых или уже хорошо знакомых подопечных.
И учителей было больше, чем об этом сообщат статистические отчёты и справки, потому что вместе с ними – их духовные предшественники, обучившие и воспитавшие тысячи выпускников школ, дети и внуки которых пришли в отдохнувшие за лето классы. И предшественники нынешних учителей – не безмолвные спутники, оставшиеся в памяти, a действенные соратники.
ТАКОВА РОССИЯ
В Харцызской ОШ №6 от одного поколения учителей к другому передаются легенды об одном из учителей и директоров школы Викторе Карамнове. В послевоенные годы ученики и учителя между собой называли Виктора «Сергеем Есениным», хотя казалось бы, если Виктор и был на кого внешне похож, то на киноартиста Николая Столярова, сыгравшего, вместе с Любовью Орловой, главные роли в знаменитом фильме «Цирк».
Видимо, Виктор, на одном из уроков истории, рассказал ученикам, что его отец был родом из Рязанской губернии. Немаловажную роль сыграло и его отношение к русской литературе, так как в 1946 году он закончил Таганрогский учительский институт по специальности – учитель русского языка, литературы и истории. А русская литература выполняла и функции, которые в других странах. кроме литературы, возлагались на философию, социологию и психологию. Художественный образ позволял говорить с читателем о всех проблемах вместе и был избран в России выразителем духовной жизни народа.
Этот выбор был сделан не только в литературе, но и в русской музыке и русской живописи. Недаром одним из осуществившихся проектов, во второй половине 50-х годов ХХ века, было создание в железнодорожной школе №118 (ныне – ОШ №6) картинной галереи «Малой Третьяковки» при непосредственном участии Виктора Карамнова. Старшеклассники были экскурсоводами в галерее и проводили демонстрации Малой Третьяковки не только для учеников школы, но и для работников трубного завода. «Во время таких демонстраций – как писала газета «Социалистическая Родина» – в актовом зале ДК трубного завода яблоку было негде упасть». Картины демонстрировались при помощи фильмоскопа на специально сооружённом большом экране. Так и стала Малая Третьяковка передвижной. К этому решению Виктора Карамнова подтолкнуло и то, что львиная доля картин школьной картинной галереи относилась к творчеству русских художников-передвижников и то, что душой их Товарищества был уроженец Таганрога Константин Савицкий, автор знаменитой картины «Ремонтные работы на железной дороге».
Кроме Малой Третьяковки, в школе работали кружки эстетического воспитания, хоровой и танцевальный. Выпускалась стенгазета «В мире прекрасного».
В последних числах декабря 2016 года пришлось мне побывать в одной из школ Харцызска на новогоднем утреннике для старшеклассников. Весело было? Очень! И очень шумно! Громкость музыки была такой, как будто утренник, плавно перешедший во вторую половину дня, проходил в школе для детей с пониженным уровнем слуха, а не в обычной общеобразовательной школе. Само содержание утренника можно передать одной строфой: «Вместо лирических романсов в ушах – рифмованная муть, а вместо благородных танцев теперь – ритмическая суть…»
Мне могут возразить, что нет весёлых романсов, все они – грустные и тем более не новогодние. Ну, почему же нет? Есть и новогодние. Например – «Рождественская Русь». А насчёт грусти, так такова Россия… И не мои это слова, а самого Сергея Есенина, и слова эти он сказал жене российского императора Николая Второго, урождённой принцессе Гессен-Дармштадской, когда она попыталась упрекнуть Есенина: «Стихи у вас красивые, только грустные…»
Перед началом утренника я разговаривал с его рядовыми участниками. Готовились к утреннику они чуть ли не целый месяц, и даже в день самого утренника репетировали с девяти до двенадцати часов. И некому было подсказать и им, и организаторам утренника, что праздничная атмосфера создаётся не безудержным весельем и всё решают пропорции, как в человеческом теле и душе, которые, могут быть, прекрасными и гармоничными, а, могут – и безобразными. «А музыка – как писала стенгазета ОШ №118 «В мире прекрасного» – это и песня веков, и цветок истории, и, именно, она даёт нам выражение души, тайн внутренней жизни человека».
ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР И ВИКТОР КАРАМНОВ
И уроженец Статфорда, и Ростова-на-Дону могли бы иметь совсем другие специальности. После окончания школы, Шекспир работал помощником учителей, но в 18 лет неожиданно женился на дочери фермера – 26-летней Анне Хесуэй. Вслед за Сьюзен, у Шекспиров родились близнецы – дочь Юдифь и сын Гамлет. И стал бы Вильям или учителем, или фермером, но, чтобы прокормить свою и отцовскую семью, он охотился за дичью в лесу, что считалось браконьерством. Кары в те времена были жестокими и Вильяму пришлось бежать в Лондон. Свою столичную жизнь Шекспир начал с того, что во время спектаклей в театре присматривал за лошадьми зрителей. Потом ему поручили переделывать старые пьесы. А отсюда был только один шаг до самостоятельного творчества.
Виктор Карамнов не стал бы учителем, сложись иначе обстоятельства не только его жизни, но и всей страны. В 1940 году он поступил в медицинский институт Ростова-на-Дону, а в октябре 1941 года старшие курсы отправили в Ташкент на ускоренную подготовку для работы в госпиталях, а первый и второй курсы распустили по домам. Виктору чудом удалось вернуться в Таганрог. Поезда на запад уже не ходили и было неизвестно: захватили войска вермахта Таганрог или нет. Вместе со своими тёзками, друзьями-одноклассниками по СШ №15 Таганрога, Алейниковым и Яцевичем, которые тоже учились в Ростове (Яцевич – в театральном училище, Алейников – в институте сельхозмашиностроения), Виктор случайно застал на железнодорожной станции завода «Сельмаш» паровоз с одним вагоном и машинистом, который на свой страх и риск собирался ехать в Таганрог.
Ехали весь вечер и всю ночь, и только, когда еле-еле забрезжил рассвет, оказались почти в центре Таганрога, на одном из железнодорожных путей старого железнодорожного вокзала. Ни на перроне, ни в здании вокзала никого не было. Когда Виктор подходил к отцовскому дому на улице Чехова, по центральной улице, по направлению к порту, начали мчаться мотоциклы и скрежетать гусеницы немецких танков.
После освобождения Таганрога Виктор работал на оборонном заводе, а летом 1944 года отнёс документы в учительский институт. Вернуться в мединститут хотелось, но во время войны сгорели все здания его общежитий, а снимать комнату в Ростове было не по средствам.
На одном курсе историко-филологического факультета с Виктором училась Ольга Рудим из Харцызска. После окончания института они стали мужем и женой и приехали в Харцызск работать учителями в железнодорожной школе №34, которая с 1954 года стала школой №118.
Преподавание истории оказалось для Виктора не таким лёгким делом, как казалось ему вначале. Ученики, заучивая даты исторических событий, плохо ориентировались в их причинно-следственной связи. Ещё в институте Виктор обратил внимание, что один из ключей лучшего усвоения истории заключается в понимании характеров исторических лиц. Задача, конечно, не из лёгких, Что можно сказать, например, о характере, Атиллы или русских князей. И тут Виктору пригодился его жизненный опыт и то, что он разбирался в психологических причинах тех или иных человеческих поступков задолго до изучения предмета «Психология» в институте.
Виктор родился 2 октября 1922 года третьим ребёнком в семье крестьянина Рязанской губернии, ставшего рабочим в Москве, и донской казачки, и рос вместе с двумя братьями и сестрой. Большую роль в понимании психологии сыграл и просмотр – ещё в школьные годы – спектаклей по пьесам Шекспира в Таганрогском драматическом театре имени А.П. Чехова.
Во время уроков истории Виктор говорил ученикам, что психология людей не изменилась за века, прошедшие и с того времени, когда Шекспир писал свои пьесы, и с тех времён, когда происходили события, ставшие основой для создания не только общеизвестных трагедий английского драматурга, но и его исторических хроник и пьес на исторические сюжеты – «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра». На собраниях Виктор обращался к классным руководителям и учителям литературы с просьбой всячески содействовать внеклассному чтению учениками пьес Шекспира, так как, именно, он, как никто другой, драматургическими средствами раскрывал диалектику истории. Преодолевая зачастую сопротивление учителей, которые ведь не английскую литературу преподавали, Виктор напоминал, что Пушкин написал поэму «Анджело» по мотивам пьесы Шекспира «Мера за меру».
ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ
В 1963 году Виктор Карамнов перешёл на учительскую и директорскую работу в ОШ №1, хотя не хотелось ему покидать железнодорожную школу, которая за 17 лет стала чуть ли не родной. Чтобы уговорить «влюбившегося» в железнодорожную школу Виктора, ГорОНО впервые выделило ему необходимую для лечения санаторную путёвку в Хосту, а сам перевод обосновывался укреплением кадров ОШ №1. Само выделение путёвки было чудом, которое больше никогда не повторилось. Вместе с Виктором, в ОШ №1 из железнодорожной школы перешла работать и завуч Ольга Миронер.
Прошёл всего лишь год со времени перехода, и в ОШ №1 произошёл пожар. Холодной октябрьской ночью мальчишки забрались на чердак школы, разожгли там небольшой костёр и заснули. Костёр разгорелся, стала гореть крыша и проснувшиеся мальчишки не смогли сами погасить огонь. До приезда пожарников крыша прогорела основательно, и рано утром, у школы, кроме Виктора, были все первые лица Харцызска – от первого секретаря горкома партии до прокурора.
Этот пожар был не первым в директорской биографии Виктора Карамнова. В июле 1960 года, когда и Виктор, и все учителя были в отпусках, в подвале железнодорожной школы от высокой летней температуры загорелся уголь, который хранился для отапливания школы в осенне-зимний период. Газовой автономной котельной, благодаря которой теперь даже в самые лютые морозы в ОШ №6 тепло, 57 лет тому назад не было. Кое-как пожар в подвале удалось потушить, но отпуск 1960 года запомнился Виктору не его родным Таганрогом и Азовским морем.
В 1967 году, во время празднования 30-летия ОШ №1, городскими властями было принято решение о строительстве нового корпуса школы. В старом здании не было даже спортивного зала и уроки физкультуры проводились в соседнем здании по улице Октябрьской, в котором тогда находилась спортивная школа, а ныне – магазин «Ирис».
В 1972 году строительство и внутренняя отделка нового корпуса, при активном участии Виктора Карамнова, были завершены, что позволило ОШ №1 преобразоваться из восьмилетки в десятилетку.
Большую роль в жизни ОШ №1 всегда играла подготовка и участие в первомайских и ноябрьских демонстрациях. Между школами Харцызска шло негласное соревнование – чья праздничная колонна будет лучше. Хорошие дружеские отношения Виктора Карамнова с шефами ОШ №1 – машиностроительным заводом – позволили ему обратиться к руководству завода с просьбой: изготовить к ноябрьской демонстрации 1975 года автотранспортное средство, которое по внешнему виду не отличалось бы от настоящего танка. И седьмого ноября 1975 года в составе колонны ОШ №1 танк был! Вместо танковой брони было, конечно, дерево, покрашенное в цвет брони, а вместо гусениц – колёса, но вопрос, чья же колонна лучше, перестал быть актуальным.
В июне 1981 года Виктор попросил ГорОНО освободить его от обязанностей директора, но оставить в ОШ №1 учителем истории. Просьба была удовлетворена через год, но городские власти тоже обратились к Виктору с просьбой: убедить одного из его бывших учеников по железнодорожной школе, тогдашнего второго секретаря ЦК Компартии Украины Станислава Гуренко, в необходимости существования в Харцызске троллейбусного сообщения между железнодорожным вокзалом и трубным заводом. Дело в том, что Харцызску по его численности населения такое сообщение не полагалось.
Долго убеждать Станислава Гуренко не пришлось. Во время очередного его приезда в Харцызск к родителям, в присутствии первых лиц городских властей, Гуренко сказал коротко и ясно: «Если вы, Виктор Иванович, просите, то троллейбусу в Харцызске быть!» История Харцызска сохранила имена и других борцов за появление первой троллейбусной линии, но автор этих строк был непосредственным свидетелем вышеприведенного факта.
С нового 1982 учебного года ОШ №1 возглавила учитель истории Римма Гирман, а в 1983 году на посту руководителя школы её сменил Сергей Латко. На одном из новогодних утренников, в январе 1984 года, Латко поделился с Виктором Карамновым трудностями работы на директорском посту и сказал, что «трудно руководить, когда один из предшественников продолжает работать в школе». Такой разговор время от времени повторялся, и в июне 1984 года Виктор покинул ОШ №1. Сергей Латко не забывал своего предшественника. По его личному распоряжению школа помогала Виктору и во время его болезней, и в решении хозяйственных проблем.
И школа №1, и бывшая железнодорожная школа приглашали Виктора и на мероприятия, посвящённые Дню Победы 9 мая, и юбилеям школ, и встречам с выпускниками, но душа звала Виктора в школу, именно, первого сентября. Но не приглашали… Возможно, из тех соображений, что всему и всем в жизни должно быть отведено определённое место: нынешним учителям – своё, а ветеранам – тоже своё.
За последние 44 года в уютном дворе ОШ №1, у стены нового корпуса выросли, посаженные весной 1973 года, берёзки и липы, листья которых по форме похожи на сердца и нынешних учителей, и бывших… А разве, могут быть, учителя бывшими?
Евгений ЛАНИР
Рубрика: Харцызск в лицах
Другие публикации рубрики:
Девочки - волонтеры из Харцызска
Виталий Смолянец, дрессировщик из Харцызска, укротивший жизнь
ТЕМЫ ДНЯ
- Удар по Донецку: НАТОвские HIMARS атаковали Донецк
- Непогода в Харцызске: на борьбу с гололёдом вышли две спецмашины
- В ВСУ каждый день гибнет солдат в четыре раза больше, чем мобилизуют
- НАТО напряглось – скрыть причастность их офицеров к ракетным ударам вглубь России не удастся
- Заявление Минобороны РФ по поводу утреннего удара по Украине
- За кражу питбайка, житель Харцызска привлечён к ответственности
- Как оплачивается работа в новогодние праздники
- Мошенничество под ёлочку: как не стать жертвой новогодних мошенников