Харцызск сегодня Харцызск в лицах «История наука точная, и переписать её невозможно» - кандидат исторических наук, харцызянка Виктория Карачевская


Можно быть просто хорошим специалистом в своем деле, а можно стать профессионалом, «жить» работой, творить, открывать, достигать, воплощать. И когда профессия становится призванием, то это уже не работа, а дело всей жизни - уютный и любимый «островок», где человек находит себя и в полной мере раскрывает свой талант.

История наука точная


Учитель - одна из самых сложных и ответственных профессий. Это призвание, требующее огромного терпения, ответственности и любви к людям. Каждая страничка педагогической биографии наполнена поиском, дерзанием и самозабвенным трудом.

Среди школьных учителей Харцызска 17 отличников образования, один заслуженный учитель и два кандидата наук. С одним из них мы познакомим читателей.

Виктория Карачевская, «золотая медалистка» СШ № 26, продолжила обучение в Донецком национальном университете. Получив красный диплом магистра истории, Виктория настолько увлеклась предметом, что приняла решение «покорить» аспирантуру. Три года Виктория готовила диссертацию, но военные действия в 2014 году не позволили ее защитить. В 2017 году возобновил работу Ученый совет и Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования ДНР. Еще несколько лет упорного труда и Виктория Карачевская — обладатель диплома кандидата исторических наук.

- Виктория Игоревна, почему решили стать историком?

— В детстве хотела быть ветеринарным врачом, потому что очень люблю животных и мне всегда нравилось за ними ухаживать. Когда стала старше, благодаря своему учителю Людмиле Владимировне Шиковой, серьезно увлеклась историей, и в 11 классе уже окончательно определилась с выбором будущей профессии.

Исторический факультет Донецкого национального университета имеет мощную научную школу и профессорско-преподавательский состав, известный далеко за пределами Донбасса, так что вуз я выбрала самый лучший.

- Как возникла идея писать научный труд?

— История — уникальная и интересная наука. Мне нравится работать с документами в библиотеках, в архивах, участвовать в конференциях и писать статьи.К тому же очень заинтересовала тема диссертационной работы, которую предложил мой научный руководитель - «Медицина и охрана здоровья в Донбассе в 1964-1991 годах».

Я не продолжила династию медиков (мама и дедушка — врачи), но воспользовалась возможностью через диссертацию отдать дань уважения представителям этой великой профессии. Свою работу я посвятила дедушке - известному в Харцызске травматологу Леониду Тимофеевичу Кривенко, и во время защиты я официально отметила этот факт.


- В чем же состоит процесс работы над диссертацией?

— Изучение исторических документов, научных трудов, публикаций, конференций. На основании этих источников я писала статьи, из которых, собственно, и состоит диссертация. Чтобы собрать необходимый материал, я ездила в Луганск, где работала с документами в архиве и в научной библиотеке имени Горького. В Донецке — это библиотека имени Крупской, библиотека Национального университета, ну и специализированная медицинская библиотека. Так как тема моей работы затрагивает две науки — историю и медицину, то без специализированных энциклопедий и словарей было не обойтись.

- Интересно, а что собственного можно добавить в историю? Разве не все уже изучено и написано?

- Далеко не все. Тема моей работы, например, мало исследована, не все архивы изучены. Даже на кафедре истории медицины Донецкого медуниверситета нет информации, которую мне удалось добыть.

Мои исследования касаются сети медучреждений того времени и личностей известных медиков, санитарно-профилактических мероприятий, работы гинекологической службы. Я проводила сравнительный анализ развития медицины в Донецке и Луганске, оценивала вклад ученых-медиков в науку и историю, находила интересные факты о выдающихся операциях, писала о Донецком и Луганском (тогда Ворошиловградском) медицинских институтах, изучала историю медицинских профессиональных праздников и отношение общества к медработникам в разные годы. Все это естественно, с исторической точки зрения.

- И как проходила непосредственно защита?

. — Написанная работа на подготовку которой у меня ушло 8 лет, — половина дела. Нужно собрать огромное количество сопроводительной документации и организовать сам процесс защиты. Для этого требуется предварительно ознакомить с работой членов диссертационного совета, разослать 100 авторефератов - это краткое содержание диссертации — разным кандидатам и докторам наук, получить от них отзывы. А еще пригласить на защиту гостей (у меня были члены диссертационного совета из Москвы) и оппонентов - это люди, которые должны критиковать, задавать вопросы и оценивать работу.

По сути, защита проходила в виде живой дискуссии. Для меня сложность состояла в том, что я осознанно не жила во времена СССР, поэтому мой взгляд со стороны на отдельные события и факты вызывал много вопросов у некоторых профессоров «со стажем». Но я справилась.

Диплом кандидата исторических наук я получила ровно через полгода после защиты — 17 июня 2020 года.

- Что для вас значит ученая степень, кроме прибавки к зарплате?

— Финансовая составляющая как раз на последнем месте. Приятный бонус, но не главное. Для меня важно, что я добилась поставленной цели. Теперь я могу самостоятельно, без участия наставника, публиковать свои статьи в научных изданиях, быть куратором научного проекта, принимать участие и выступать в роли оппонента при защитах, на равных общаться с мировым научным сообществом и — развиваться дальше. В школе этот статус тоже помогает, поскольку мои ученики принимают участие в научных конкурсах разного уровня.


- Вы изначально хотели стать учителем или были другие планы?

- Мое образование позволяет работать не только преподавателем. Можно применить свои знания в музее, библиотеке, архиве. Но во время учебы я попала на практику в школу, и мне понравилось. Занятия в аспирантуре я совмещала с работой — вела историю в родной СШ № 26. Тогда я и поняла, что нахожусь на правильном пути.

- Помните свой первый день в школе в качестве учителя?

— Очень волновалась. Наверное, больше из-за того, что мои бывшие учителя стали теперь коллегами. Но меня тепло приняли, сразу «взяли под крыло», помогали советами и во всем поддерживали. Сейчас я работаю в СШ № 2. Читаю историю в 6, 8-11 классах. Еще я классный руководитель у 11-классников. Веду их пятый год. Преподавательский коллектив у нас замечательный — как говорится слаженно работаем, и слаженно отдыхаем. Все большие праздники обязательно отмечаем вместе, это очень сближает.

На сегодняшний день на другом месте работы себя даже не представляю.

- История - спорная наука и непростой предмет. Есть ли сложности с ее преподаванием в наше время?

— Что бы там ни говорили, я считаю, что историю переписать невозможно, потому что это точный предмет. Есть исторические факты, которые уже свершились, и от этого никак не отступишь. Изучать историю нужно не в интернете, полагаясь на чьи-то сомнительные мнения, а с помощью архивных документов и исследований всемирно известных ученых-историков. Тогда не будет никаких сложностей.


- Часто ли ваше личное мнение не совпадает с тем, что написано в учебнике? Как поступаете в таких ситуациях?

— У меня такого не бывает. Да, восприятие той или иной ситуации у людей может отличаться. Я с удовольствием выслушиваю мнения учеников — мы их обсуждаем, пытаемся разобраться. Даже ученые на определенные факты имеют разные точки зрения. В истории тоже есть спорные вопросы, так они и рассматриваются — в разных вариантах. Историки изучают прошлое и всегда опираются на конкретные факты, а как к ним относиться в современном мире — пусть решают политики.

- Как знание истории может помочь человеку в жизни?

— История — не просто изложение фактов, событий и процессов, это кладезь абсолютно всего. Все мы знаем, что события в жизни развиваются по спирали — все что происходит, уже когда-то было. Взять те же войны и политические конфликты, их причины — все, к сожалению, повторяется. Поэтому историю надо не просто изучать, а уметь анализировать, делать выводы и учиться на чьих ошибках.

- Какой исторический период вам больше всего нравится и есть ли у вас любимый исторический персонаж?

— Интересен период Великой Отечественной войны. Не боевые действия, а повседневность. Ведь жизнь не остановилась - люди продолжали работать, лечить, учить, и все это в тяжелейших, немыслимых условиях. Взять ту же медицину. Я прочитала множество трудов о том, как она была организована в годы войны, какие колоссальные усилия прилагали медики, в частности, на Донбассе, чтобы спасать человеческие жизни.

Благодаря своей научной работе мне пришлось ознакомиться с трудами многих ученых-медиков, которыми я искренне восхищаюсь. Один из них — Григорий Васильевич Бондарь, доктор медицинских наук, профессор, академик, всемирно известный хирург-онколог. Его уже нет в живых, но всю свою деятельность он посвятил Донбассу и спас миллионы жизней. Думаю, как выдающийся исторический персонаж — он заслуживает особого внимания.


- Назовите качества, которыми должен обладать хороший ученик, и качества учителя, которые, по вашему мнению, ценят учащиеся.

- Для меня идеальный ученик — старательный, прилежный, внимательный, умеющий слушать и усваивать большой объем информации. Современное образование нацелено на самостоятельное обучение. Учитель сейчас не просто пересказчик событий, а соратник, помощник, задача которого научить ребенка учиться.

Учитель должен проявлять к ученику уважение, не навязывать личное мнение, а объективно смотреть на события. Мне кажется, что заинтересованность учащихся в предмете на 90% зависит от качеств учителя. Учитель должен идти в ногу со временем — уметь пользоваться гаджетами, интернетом, соцсетями. Это не только помогает в работе, но и позволяет найти контакт с детьми. К сожалению, материально-техническое обеспечение школ оставляет желать лучшего. Но современным детям нужны современные методики. преподавания.

- Чем вы любите заниматься в свободное от работы время? Что помогает избавляться от стресса?

— На уроках я получаю удовольствие, потому что люблю и свой предмет, и своих учеников. А стресс обычно вызывает огромный объем «бумажной работы» — бесконечные отчеты, планы, списки. Все нужно делать быстро и вовремя, что не исключает ошибок и нервного перенапряжения. Свободного времени очень мало, и его я люблю тратить на здоровый сон. А вообще, мне нравится читать и смотреть детективы. Даже во время отдыха мне интересно что-нибудь «раскапывать и расследовать». А от стресса отлично помогает алмазная вышивка — тут тебе и медитация, и эстетическое удовольствие.


- В честь наступившего Дня учителя подарите ценный совет начинающим учителям.

— Сохраняйте спокойствие и положительный настрой, учитесь наблюдать, слушать, не пугайтесь сложностей и всегда развивайтесь!

Педагог — звучит гордо. Всех коллег, представителей этой ответственной профессии, поздравляю с Днем учителя. Мы в ответе за подрастающее поколение, поэтому всем — здоровья, терпения, сил и благополучия в каждой семье.

Беседовала Оксана ЛАВРИНЕНКО

«Панорама»

Харцызск

ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ РУБРИКИ «ХАРЦЫЗСК В ЛИЦАХ»


Харцызск - новости, события, люди

Яндекс.Метрика

Ежедневно, круглосуточно, РИА «Харцызск Сегодня» представляет самые "горячие" актуальные, социальные, криминальные новости дня. Новости непрерывно появляются на странице «Харцызск сегодня». Причем мы обеспечиваем пользователей, не только сообщениями о самих событиях, но и вдумчивой аналитикой, комментариями, прогнозами развития событий.

Copyright © XVESTI.RU 2013 - 2024  Эл. почта: xvestnik@mail.ru

ВНИМАНИЕ! РИА "Харцызск Сегодня" может содержать материалы, для лиц, старше 16 лет!