Надо полагать, в мире нет ни одного населенного пункта без улиц, названных в честь выдающихся людей. И в большинстве случаев жители этих улиц, не говоря уже о прохожих горожанах, редко задумываются над тем, кому принадлежит это имя, и чем известен человек.
Газета «Панорама» много лет проявляет интерес к названиям улиц Харцызска и знакомит читателей с историями жизни героев, память о которых увековечена на карте города.
На этот раз речь пойдёт об адмирале Лазареве, имя которого носит небольшой скромный переулок на трубной стороне Харцызска. Если свернуть с улицы Бардина возле бани, то не сразу понимаешь, что попал в жилую зону, поскольку в глаза бросаются полуразрушенные здания бывшего вытрезвителя и некоего строительного цеха. Дальше следует локация с частными домостроениями за высокими заборами — уже веселее. Заканчивается переулок Лазарева у ставка «Дружба», образуя замысловатое переплетение с улицами Красной, Набережной и Зои Космодемьянской.
Сейчас, конечно, не подходящее время года, чтобы любоваться особенностями городского ландшафта, но можно предположить, что весной и летом здесь очень уютно.
Но вернемся к его высокопревосходительству.
ЛУЧШАЯ ШКОЛА
Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 года в дворянской семье сенатора, который являлся представителем боковой ветви правителя Владимирского наместничества, армянской аристократической династии Амбелек-Лазаревых.
Незадолго до смерти, в 1800 году, сенатор определил троих сыновей - Андрея, Михаила и Алексея - в Морской кадетский корпус.
Спустя три года Михаил Лазарев успешно сдал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 человек. В июне 1803 года с целью дальнейшего изучения морского дела четырнадцатилетний юноша был назначен на корабль «Ярослав», плавающий по водам Балтийского моря. А в сентябре вместе с семью лучшими выпускниками Лазарев был командирован в Англию и почти пять лет бороздил моря в разных частях света, неся службу в качестве «мидшипмена» или английского гардемарина.
В 1808 году Михаил Петрович вернулся на родину и сдал экзамен на чин мичмана. Во время Отечественной войны 1812 года Михаил Лазарев служил на бриге «Феникс». За доблесть он получил серебряную медаль.
ТРИ КРУГОСВЕТКИ И ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ
В 1813 году Лазарев (уже лейтенант) получил предложение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание. Михаилу Петровичу исполнилось всего двадцать пять лет, однако кроме кадетских плаваний, в формуляре его уже числилось 11 морских кампаний. Чувствуя себя подготовленным для самостоятельного командования кораблем, без всяких лишних расспросов о содержании Лазарев дал согласие.
Все свободное время Михаил Петрович посвящал картографическим и гидрографическим работам, внося новые уточнения и дополнения в несовершенные карты местного побережья. А вечера молодой капитан целиком отдавал хобби — мастерил из дерева модели лодочек и корабликов.
У берегов Русской Америки «Суворов» забил трюмы шкурами песцов, морских котиков, речных бобров и медведей. Еще на корабль погрузили партию китового уса и моржовых клыков. На обратном пути в Перу Лазарев собрал замечательную этнографическую коллекцию, которую передал в разные русские музеи. Еще он решил доставить в Россию местных «диковинных» животных. В специальных клетках, защищающих от жары и качки, в 1816 году в Европу благополучно добрались девять лам, вигонь и альпака.
В ходе этого плавания Лазарев уточнил координаты и сделал зарисовки участков побережий Австралии, Бразилии и Северной Америки, попутно открыв необитаемые острова на Тихом океане (они получили имя Суворова).
Из плавания Михаил Петрович Лазарев вернулся зрелым, опытным командиром. Вскоре получил назначение командовать шлюпом «Мирный», отправлявшимся в кругосветную экспедицию в Южный Ледовитый океан. В положенное время Лазарев успел переоборудовать корабли, подобрать офицерский состав и команды, заготовить запасы продовольствия, снаряжения и научных инструментов. Дабы приспособить шлюпы к условиям похода, корабелам пришлось добавлять новые крепления, а подводную часть корпусов обшивать медными листами. Кстати, Лазарев делал все, чтобы матросская служба под его командованием не была каторгой. Уважительно обращаться с матросами Лазарев требовал ото всех офицеров, служивших под его началом.
В 1819 году вместе со шлюпом «BOCTOK» (под общим командованием капитан-лейтенанта Фаддея Беллинсгаузена) «Мирный» отбыл из Кронштадта.
...Погода с каждым днем становилась все хуже, особенно досаждала людям пронизывающая сырость. Кучи плавучего льда тормозили ход кораблей. Некоторые ледяные острова возвышались над морем на сорок метров. Иногда матросы насчитывали свыше 300 проплывающих мимо айсбергов в день. Несмотря на огромный риск, оба командира упорно вели свои корабли через извилистые, узкие проходы.
16 января 1820 года экспедиция достигла широты 69'23'. По всему горизонту с запада на восток тянулся сплошной барьер бугристых темных льдов, преграждающих дальнейший путь. Это и был край Антарктического материка, однако в тот исторический день моряки не осознали свой величайший подвиг — открытие шестой части света.
После тщетных попыток найти проход командиры, посоветовавшись, решили отступить. Зимовали «Восток» и «Мирный» в австралийском порту, бороздили воды малоизученного юго-восточного района Тихого океана, открыв ряд островов, получивших название Русских.
В ноябре «Восток» и «Мирный» снова отправились в Антарктику и в январе 1821 года морякам удалось открыть остров Петра I и берег Александра I — передовые звенья Антарктиды. Дважды достигнув крайних антарктических широт, доступных человеку в то время, экипажи кораблей выполнили свою задачу полностью.
По возвращении а Россию Михаил Петрович Лазарев был произведен через чин в капитаны 2 ранга и получил в командование 36-пушечный фрегат «Крейсер».
Пока Лазарев проводил свою полярную экспедицию, в районе Русской Америки очень накалилась обстановка — распоясались американские и английские контрабандисты. «Крейсер» был отправлен в этот район, чтобы помогать военному судну «Аполлон» обеспечивать неприкосновенность территориальных вод. Это задание было выполнено блестяще, за что Лазарев получил звание капитана 1 ранга.
Во время третьего кругосветного путешествия были проведены широкие научные исследования по метеорологии и этнографии.
НАВАРИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ И ТРИ ОРДЕНА
В 1826-м в качестве командира корабля «Азов» Лазарев осуществил переход в Средиземное море, где 8 октября 1827 года сыграл решающее значение в Наваринском морском сражении. В том бою участвовала соединенная эскадра России, Англии и Франции. «Азов» возглавлял русские линкоры, принявшие на себя главный удар турецко-египетского флота. Линейному кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, и все они были уничтожены метким огнем артиллерии. Вместе с Лазаревым сражались будущие герои севастопольской обороны — лейтенант Петр Нахимов, мичман Владимир Корнилов и гардемарин Владимир Истомин.
Капитан 2 ранга М. П. Лазарев с мичманами П. С. Нахимовым и Е. В. Путятиным на берегу Русской Америки во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер» в 1822-1825 гг
Наваринский бой окончился полным поражением турецкого флота, а «Азов» удостоился высшей награды — кормового георгиевского флага. Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя орденами (греческий «Командорский Крест Спасителя», английский «Бани» и французский «Святого Людовика»).
Айвазовский Иван Константинович. Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Холст, масло
КОМАНДИР ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
С 1830 года Лазарев командовал бригадой кораблей Балтийского флота. В 1812 году он стал начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году — его командующим. В этой должности Михаил Петрович Лазарев находился в течение 18 лет. В апреле 1833-го Лазарев был произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение военным губернатором Севастополя и Николаева.
Уже в зрелом возрасте Михаил Петрович женился на Екатерине Тимофеевне Фандер-Флит, дочери отставного капитана второго ранга. которая была моложе Лазарева на 24 года. В браке родились 6 детей, двое из которых умерли в детском возрасте.
Выдающийся моряк стал подлинным преобразователем Черноморского флота. Боевые корабли были полностью укомплектованы и оснащены высококачественной артиллерией, началась подготовка экипажей для службы на паровых судах. Огромную роль сыграл Черноморский флот во время боевых действий у кавказского побережья. С 1836-го по 1839 год там было высажено восемь крупных десантов, пять из которых возглавлял сам Лазарев. Огромное внимание он уделял оборонительным сооружениям Севастополя, отдал приказ заложить несколько береговых баз для кораблей Черноморского флота, в том числе новый город — Новороссийск.
Смотр Черноморского флота в 1849 году. художник Иван Константинович Айвазовский
За 18 лет губернаторства на Черном море с участием Лазарева построено более 30 линейных кораблей и пароходов, вошло в строй свыше 150 больших и малых военных судов.
Под руководством Михаила Лазарева парусный Черноморский флот стал лучшим в России. За успехи в развитии флота Лазарева наградили высшими орденами, в том числе Св. Андрея Первозванного, а 10 октября 1843 года произвели в адмиралы.
Особая заслуга легендарного флотоводца принадлежит в подготовке людей, прославивших отечественный флот в годы Крымской войны. Лазаревская школа была очень суровой, работать с адмиралом подчас было нелегко. Отсев людей, не подходящих ему по требованиям, проходил очень быстро, однако те моряки, в которых он сумел разбудить живую искру, те же стремления и чувства, что жили в нем самом, становились истинными лазаревцами.
В этой обстановке и выросла плеяда питомцев, блестящих офицеров и адмиралов, воспитанных на славных традициях русского военно-морского дела — Петр Нахимов, Владимир Корнилов, Владимир Истомин, Евфимий Путятин, Иван Унковский, Григорий Бутаков.
СОБОР, УПОКОИВШИЙ СВОЕГО СОЗДАТЕЛЯ
Среди новых севастопольских построек был и храм Святого Равноапостольного князя Владимира. Его командующий Черноморским флотом видел, как главный военно-морской храм. Именно этот собор стал местом упокоения праха легендарного флотоводца.
Болезнь стала проявлять себя в середине 1840-х годов, но Лазарев до последнего сопротивлялся и не оставлял пост. Дошло до того, что император Николай 1, узнавший об этом, лично предложил Лазареву всерьез заняться своим здоровьем и выделил адмиралу 2000 рублей серебром на лечение.
Лазарев отправился в Европу на консультацию с врачами, но успел доехать только до Австрии. В Вене Михаил Петрович Лазарев так ослабел, что известные хирурги отказались оперировать его. В ночь на 23 апреля 1851 года на 63 году жизни Лазарев скончался от рака желудка.
По просьбе вдовы Лазарева, его прах был отправлен в Россию и упокоен в склепе в основании Владимирского собора в Севастополе. Позже собор стал главной усыпальницей еще троих знаменитых черноморских адмиралов — П.С.Нахимова, В.А. Корнилова и В.М.Истомина.
Памятники великому флотоводцу и мореплавателю установлены не только в Севастополе, но и других российских городах; его именем названы корабли и самолеты, поселки в Крыму и в Хабаровском крае, район в Сочи, атолл в Тихом океане, три мыса, риф, река; бухта в Японском море; 11 географических объектов в Антарктиде; многочисленные улицы и площади в. населенных пунктах бывшего СССР, в том числе и в Харцызске.
Харцызск
СМОТРИТЕ ТАК ЖЕ:
Малоизвестная история: как американский астронавт с Луны приземлился в Харцызске
ТЕМЫ ДНЯ
- Юрий Подоляка: ВСУ нанесли удар по Московской области – есть погибшие и раненые
- ТВ Сфера городские новости Харцызск
- Над одной из промзон Макеевки нейтрализован ударный беспилотник
- В ДНР возродят конные патрули полиции (милиции)
- Новости СВО ситуация на утро: ВС РФ бьют врага огнем и меневром
- Ситуация в Курской области: противник не оставляет попыток прорваться к Курской АЭС
- В Иловайске чуть не сгорел поселок Виноградное
- В Харцызске чествовали тех, кто стал символом любви и верности