Харцызск сегодня Харцызск в лицах В Харцызске русская этнокультура сейчас в тренде


Рукодельницу из Зуевки Светлану Чемерис знают не только в Донецкой Народной Республике, но и далеко за ее пределами. Более 20 лет она создает изделия ручной работы в разных техниках.

Светлана Чемерис, рукодельница из Харцызска


Но творческий человек, как правило, никогда не останавливается на достигнутом, и круг его увлечений постоянно расширяется. От вязания, вышивки и живописи шерстью Светлана Анатольевна перешла к освоению русских народных музыкальных инструментов и старинных ткацких станков. Этот интерес появился не просто так. Изучением истории славянских народов Светлану увлек муж Валерий, который активно поддерживает супругу-мастерицу во всех начинаниях.

Теперь в семье Чемерис решили нести культуру предков в массы, ведь они могут не только рассказать, но и продемонстрировать. Как правило, участниками колоритных мастер-классов Светланы являются школьники, но в этот раз повезло подопечным Харцызского территориального центра социального обслуживания населения. Для них Светлана и Валерий подготовили настоящее представление в рамках Года русской культуры в ДНР.


«МИФИЧЕСКИЕ» ЗВУКИ — НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Как вы думаете, какой музыкальный инструмент «самый русский»? Нет, не балалайка.

Подумайте, в русских сказках очень трудно найти что-нибудь про балалайку, как невозможно отыскать даже намек на то, что балалайка в славянской мифологии являлась бы каким-то символом.

Совсем другое дело — гусли, древнейший инструмент, неразрывно связанный с былинами, сказаниями и древними летописями. На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси.

Первое достоверное упоминание русских гуслей датируется еще V веком, в византийских источниках, а первая археологическая находка датируется XI веком. Образ гусляра — бродячего певца, который рассказывает былины и сказания под музыкальное сопровождение, пронизывает всю культуру Древней Руси.

Хотя в некоторые периоды истории гусли были запрещены. С XII по XVI века инструмент считался «порочным». Священники обрекали гусляров на вечные муки. Во время правления Алексея Михайловича Романова гусли массово сжигались, потому что считались языческим инструментом, воспевавшим, в первую очередь, события и верования дохристианской древности, а не христианство, тогда уже укоренившееся на Руси.

Тонкие и душевные звуки струн гуслей Светлана Чемерис услышала на одном из мероприятий, где собрались народные ремесленники, и тут же стала искать, где можно приобрести этот чудесный музыкальный инструмент. Очень скоро гусли, изготовленные по старинному образцу, прибыли в Зуевку из России. Игру на гуслях Светлана освоила самостоятельно, благодаря урокам в интернете, благо опыт игры на струнных у нее уже был.

Светлана Чемерис


Под аккомпанемент гуслей Светлана исполнила веселые куплеты, а супруг подыграл ей на трещотке — тоже исконно русском шумовом инструменте, который изготовил народный умелец из Шахтерска.

А еще в коллекции Светланы есть настоящий пастуший рожок. Говорят, его сочный звук слышно на 6 километров, но в последнее время исходит он все больше со сцены. Рожок изготовлен в Воронеже по всем старинным правилам: деревянная дудочка с прожженными дырочками, раструб из коровьего рога и пищик из камыша.

Конечно, в древности музыкальные инструменты брали в руки только мужчины. У женщин были совсем другие заботы...

РАСПИСНАЯ ПРЯЛКА И СКАЗОЧНАЯ КУДЕЛЬ

Русское рукоделие сложно представить без прялки и веретена, их недаром считают символами женского творчества. С осени до начала посевных работ женщины должны были напрясть ниток и наткать полотна, чтобы хватило на большую семью до следующей зимы, так как все носили одежду, изготовленную своими руками.

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Обработанное льняное волокно или шерсть — кудель — привязывались к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь — оборвется, ослабишь — будет слишком толстой или неровной. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 000 метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девочки начинали с 6 лет.

Красивая прялка была гордостью владелицы. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно. Резная, инкрустированная, расписная — прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене.

Ручная прялка Светланы Чемерис сделана в Самаре и украшена мезенской росписью, которая традиционно включает геометрический орнамент, изображения удивительных птиц и тонконогих лошадок красного цвета. Веретено Светлане досталось от прабабушки.


Светлана Анатольевна продемонстрировала зрителям, как делают нить на ручной прялке. Этому ремеслу мастерица научилась в 24 года благодаря бабушке-рукодельнице.

Позже в крестьянских избах появились самопрялки — механизированные станки с ножным приводом. Веретено заменила шпуля, на которую наматывается готовая нить, а формировать ее из кудели можно было двумя руками. Самопрялке Светланы более 100 лет, но она прекрасно справляется со своими задачами. В «зрительный зал» отправился клубок ниток из собачьей шерсти, и «лечебные» изделия, связанные из этой пряжи.

А еще мастерица показала кусочек полотна, связанный из «лесной шерсти». Загадочная и сказочная кудель получилась из сосновых иголок. Процесс изготовления такой «шерсти» — длительный и трудоемкий. Собранные в лесу сосновые иголки Светлана варила в течение недели, потом обминала, чесала и пряла нитку. Говорят, изделие из такой пряжи обладает целебными согревающими свойствами, и применяется для улучшения кровообращения на пораженном участке тела.

ДРЕВНЕЙШЕЕ РЕМЕСЛО ОБРЕТАЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ

История ткачества насчитывает тысячелетия. Тем не менее, модельеры всего мира используют всевозможные элементы ручного ткачества — от традиционных поясков до современных арт-объектов.

Главные понятия в ткачестве — это основа и уток. Основа — это нити, идущие вдоль ткани. Уточные нити переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке. В примитивном ткачестве приспособлениями для этого процесса служили «дощечки». Количество дощечек может быть от четырех до 150 и даже больше, чтобы получить широкое полотно.

Именно «дощечки», как первое приспособление для ткачества, освоила Светлана Анатольевна. Инструменты ей изготовил муж, а училась мастерица на специальных курсах — сначала простому ткачеству, а потом — с перебросом, настилами и обвивками.

Затем рукодельница ткала на хантыйском и русском бердо, на сволочке. Принцип работы с этими инструментами, как ни опиши, все равно будет непонятно — этот процесс надо видеть. Достаточно отметить, что все приспособления позволяют ткать пояса разной длины и ширины, а замысловатые техники переплетения нитей разного цвета и толщины, создают потрясающие рисунки и фактурные узоры.


Ну а чтобы соткать полотно для пошива одежды, требовался более серьезный станок.

Старинные ткацкие станки с бердо, подножками и ремизами занимали в крестьянской избе треть комнаты. Тем не менее, такое ткачество все равно оставалось ручным, поскольку весь процесс происходил благодаря манипуляциям рук и ног ткачихи.

К сожалению, найти оригинальный старинный ткацкий станок Светлане не удалось — такую махину никто не отважился сохранить у себя дома для истории. Благо, в наше время заказать и купить можно все, поэтому у мастерицы есть несколько уменьшенных копий ткацких станков, с которыми она успешно справляется.

ОБЕРЕЖНЫЕ УЗОРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ

Собственно, после того, как полотно соткали, мастерицы приступали к шитью одежды и аксессуаров. Светлана Чемерис продемонстрировала собственный наряд — убранство замужней крестьянки: рубакха с вышивкой, понёва (юбка), нарядный фартук, сорока (головной убор) и пояс.

На поясах Светлана остановилась подробно. Ходить неподпоясанным в старину считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях, связаться с нечистой силой. Пояса были шерстяные, льняные и хлопковые, их вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров — такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором — замужние женщины.

Каждый пояс служил своеобразным оберегом, в зависимости от нанесенного на него узора. Наряд Светланы украшал пояс и браслет с браным рисунком «Лада», сотканные на лентоткацком станке. Для тех, кто не знает, — Лада — славянская богиня любви, красоты и семейного счастья.

Славянский образ Валерия Дмитриевича дополнил пояс, сотканный на дощечках, и очелье (повязка на голову) с узором «Берегиня», отвечающее за исцеление и гармонию.

Лада — славянская богиня любви, красоты и семейного счастья


А еще Светлана продемонстрировала сумочку-лакомничку. Этот атрибут преимущественно женского костюма выполнял функцию кармана, и крепился к поясу. Лакомники были повседневные и праздничные, а также служили оберегом, если его украшали специальным узором. Свои лакомнички Светлана соткала на ткацком станке.

Надо ли говорить, что созданной огромными усилиями тканью в старину очень дорожили? Ни один, даже самый маленький кусочек материи, не пропадал зря. Из лоскутков делали игрушки для детей, и каждая куколка обладала обережными свойствами.

На шее Светланы все заметили забавное «ожерелье» из маленьких тряпичных человечков. Оказалось — это куклы-анечки, которыми мог играться ребенок, пока мать держала его на руках. Внутрь таких игрушек иногда зашивали вишневые косточки, чтобы малыш мог «погрызть» их во время прорезывания зубов.

Рукодельница познакомила присутствующих с куклой-семиручкой — ее делали девочки, чтобы обрести полезные умения, и куклой-кашей, с помощью которой юные хозяйки учились готовить. Такую куколку сажали возле кастрюльки — «по пояс» насыпали крупы, «по горло» — наливали воду. Такой себе креативный мерный стакан.


Подопечные Харцызского территориального центра с интересом слушали мастерицу и разглядывали ее творения. Жаль, что рукотворных изделий «на показ» у Светланы не очень много. Эксклюзивные вещи она в основном делает на заказ — они пользуются большой популярностью у жителей России.

Тем не менее, Светлана Анатольевна мечтает открыть в Зуевке собственную мастерскую, где сможет творить сама, и обучать всех желающих освоить техники народного творчества.

ФОТО из личного архива Светланы Чемерис в ОК

© Газета «ПАНОРАМА»

Харцызск

СМОТРИТЕ ТАК ЖЕ:

«Сахарная королева» живёт и работает в Харцызске

Анна Павловна КОПТЕВА – первая мать-героиня в Харцызске


Харцызск - новости, события, люди

Яндекс.Метрика

Ежедневно, круглосуточно, РИА «Харцызск Сегодня» представляет самые "горячие" актуальные, социальные, криминальные новости дня. Новости непрерывно появляются на странице «Харцызск сегодня». Причем мы обеспечиваем пользователей, не только сообщениями о самих событиях, но и вдумчивой аналитикой, комментариями, прогнозами развития событий.

Copyright © XVESTI.RU 2013 - 2023  Эл. почта: xvestnik@mail.ru

ВНИМАНИЕ! РИА "Харцызск Сегодня" может содержать материалы, для лиц, старше 16 лет!