Главная Из первых уст Еще раз о поверке водомеров или кто должен лезть в колодец.



Мы попробовали разобраться в ситуации по поводу водомеров и рытья колодцев в частном секторе,  о которой нам писали жители улицы Суворова.

Начнем с того, что в настоящее время Харцызский горводоканал готовится к переходу в КП «Компания «Вода Донбасса». Эта компания, как известно, является монополистом в системе водоснабжения региона, и, принимая в свои ряды «новичков», требует, чтобы все было по их правилам. Однако в украинском законодательстве, так же, как и в коммунальном хозяйстве, извините, черт ногу сломит.

Работу в той или иной сфере деятельности регламентирует куча документов, постановлений и правил, принятых в разные годы, с дополнениями и уточнениями, не отменяющими друг друга, но в то же время друг другу противоречащими. Вот несколько выписок из постановлений на каком  основании требуют установку прибора учета воды (водомера) на улице в колодце, в месте врезки? Система водоснабжения в данном случае не исключение, но все былые упущения и просчеты харцызского горводоканала, даже если они и были, уже не имеют значения, потому что с нового года «парадом править» будет новое предприятие.

На своих страницах Вестник Харцызска уже публиковал информацию о том, кому оплачивать поверку водомера. Попробуем более подробнее развить данную тему.

Чтобы жители Харцызска не столкнулись с неприятными сюрпризами, работники харцызского горводоканала стараются привести свои дела в порядок и выполнить условия правопреемника.

В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ О ПОВЕРКЕ ВОДОМЕРОВ.

В законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и «Правилах технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации населенных пунктов Украины» предусмотрено, что водоснабжающее предприятие является производителем услуг, а исполнителем услуг есть субъект ведения хозяйства, который непосредственно выполняет работы по эксплуатации, обслуживанию, текущему ремонту внутридомовых систем водоснабжения и водоотведения.

В ст.28, п.3 ЗУ «О метрологии и метрологической деятельности», в п.11.2.1 «Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации населенных пунктов Украины», п.9 «Правил предоставления услуг по центральному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению» в разных интерпретациях сказано, что периодическая поверка, обслуживание и ремонт, в т.ч. демонтаж, транспортировка и монтаж средств измерительной техники осуществляются за счет производителя или исполнителя, но никак не силами потребителя.

В то же время все эти законодательные акты перекрывает «Порядок формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение», который утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 1 июня 2011 года №869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», который позволяет включать в состав тарифов по централизованному водоснабжению затраты по периодической поверке, обслуживанию и ремонту только тех приборов учета воды, которые являются собственностью водоснабжающего предприятия (п.24). Этим постановлением и руководствуются работники водоканала, защищая свои интересы, поскольку по закону не могут нести затраты, не включенные в смету расходов.

Так как приборы учета питьевой воды абонентов не являются собственностью водоканала, а принадлежат собственникам и (или) нанимателям квартир, предприятие не имеет права включать стоимость поверки квартирных приборов учета воды в свой тариф, а также не обязано выполнять эти работы бесплатно.

Зато расходы по периодической поверке, обслуживанию и ремонту квартирных приборов учета воды можно включить в тариф по квартплате (это же постановление № 869, а также «Перечень услуг по содержанию зданий, сооружений и придомовых территорий»).

Но в Харцызске так сложилось, что в тариф по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий, а также в договор с собственниками (нанимателями квартир) НЕ включены затраты по плановой поверке квартирных приборов учета воды, поэтому оплату этой услуги потребители производят самостоятельно.

А КАК В ДОНЕЦКЕ?

Что касается абонентов Донецкого водоканала, то там квартирные счетчики обслуживает балансодержатель дома, но плата за эту работу входит в тариф по квартплате. В нашем городе пересматривать такие тарифы вряд ли станут, поскольку и с тем минимумом услуг, который сейчас утвержден, ХЖСК и СЕЗ справляются еле-еле...

Что касается частных домовладений, то на сайте КП «Донецкгорводоканал» есть следующая информация: «...в колодце должен устанавливаться универсальныи водомер, устойчивый к неблагоприятным природным явлением - «мокроход». «Мокроходы» по закону находятся на балансе водоканала, поэтому обслуживание их производится за счет КП «Донецкгорводоканал». Но покупка и оплата услуги по установке водомера осуществляется самим абонентом. ...Это будет только разовая трата, потому что в дальнейшем обслуживание счетчика, его снятие, поверка и установка обратно, включая транспортные расходы, осуществляется за счет водоканала».

В Харцызском горводоканале были крайне удивлены этим словам (точнее, в них просто отказались верить), поскольку нашим водопроизводителям не известны механизмы и законодательное на то обоснование передачи на баланс предприятия частных водомеров. Тем не менее, если в Донецке это так, тогда все сходится и дальше: в тариф включаются расходы на обслуживание, и монтажом и поверкой занимаются водоканальцы.

КТО ОТКРУТИТ ВОДОМЕР?

Вообще, по закону демонтаж и монтаж водомера имеют право производить только специализированные предприятия, имеющие лицензию на оказание такого вида услуг. Так что любой абонент — житель частного сектора - для прохождения процедуры поверки может обратиться с заявлением в Харцызский водоканал. Водомер снимут, поверят, поставят на место и опломбируют, Стоит это удовольствие 99,75 гривен.

А вот к жителям квартир в многоэтажках работники водоканала идут неохотно, ведь внутридомовые сети находятся на обслуживании в жилищных компаниях, так что жильцы многоэтажек могут обратиться за помощью в ХЖСК. Услуга, по всей видимости, так же будет платной.

ЗАЧЕМ РЫТЬ ЯМЫ?

Харцызский водоканал начал требовать от владельцев частных домов устанавливать приборы учета воды в месте подключения индивидуальных водопроводов в общий водовод. То есть, в уличных колодцах. Проводить работы абонентам, разумеется, приходится за свой счет. Такие требования возмутили людей, особенно представителей старшего поколения. Главный вопрос - для чего это нужно?

В соответствии с правилами пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения колодец частного подворья вместе с индивидуальным водопроводом, который берет начало в месте врезки в сеть водоканала, является собственностью абонента. Соответственно, абонент должен нести ответственность за состояние врезки. И если где-то на ее участке возникает течь, потери воды должен оплачивать домовладелец. А счетчик, установленный в колодце, - их фиксировать. Кроме того, это делается для удобства контролеров, которым не нужно будет заходить во двор к абонентам, чтобы снять показания счетчиков. Цели эти вполне понятны и оправданы.

СЕМЬ ЛЕТ МАК НЕ РОДИЛ И ГОЛОДА НЕ БЫЛО…

Перед тем, как приобрести счетчик, абонент должен получить техусловия и проект на его установку. Но это в том случае, если у него есть проект водоснабжения дома. Если такого проекта нет, его придется восстанавливать. Это стоит 26 гривен. Если на месте подключения нет колодца, придется его выкопать, укрепить (обложить кирпичом, камнем или залить раствором), накрыть крышкой. Размер колодца — 1х1 м, глубина от 90 до 130 см.

Тут надо отметить, что колодец в месте разграничения балансовой принадлежности должен быть возле каждого частного подворья — все они значатся на схемах водопроводной сети города, которая есть в горводоканале. И ни один из них не находится «на проезжей части улицы» — в основном на территории так называемой «зеленой зоны». Просто с момента ввода сети в эксплуатацию, наши улицы претерпели изменения. Где-то «зеленая зона» исчезла, потому что расширилась дорога, а где-то жильцы посчитали, что колодец им не нужен, и после подключения к водопроводной сети просто закопали место врезки. Теперь, если на их участке происходит порыв и подворье оказывается затопленным водой (хорошо, если свое, а не соседское), работникам водоканала приходится отключать целую улицу, что вызывает недовольство жителей и прочие неприятные последствия. Есть и такие «хозяева», которые в свое время врезались в водопровод без всяких на то проектов, закопали свою трубу на глубину менее 70 см (глубины промерзания грунта), и теперь, конечно, их счетчик рискует оказаться на морозе...

Кто сейчас виноват в том, что когда-то не соблюдались строительные нормы и правила, или в том, что жильцы их нарушили, или в том, что работники водоканала в свое время не придали значения месторасположению приборов учета (то есть позволили установку счетчиков в пределах дома)? Ведь принимая в эксплуатацию узел учета потребителя не в точке разграничения балансовой принадлежности, водоканал берет на себя ответственность за все утечки воды на водопроводе и сетях потребителя до места установки прибора учета. И вот — пришло время наводить порядок.

Кстати, согласно законодательству, в многоквартирных домах приборы учета также должны находиться на границе балансового разграничения сети, то есть счетчик должен быть установлен на вводе в дом. Когда-то так и было, в те времена, когда за все коммунальные услуги жильцы платили в ЖЭК. Теперь получается, что подъездные утечки никто не считает. Такое положение дел вряд ли устроит «Воду Донбасса» — там не привыкли закрывать глаза на неучтенные потери...

БУДЕМ ЛЕЗТЬ В КОЛОДЕЦ РАЗ В ГОД.

Теперь, что касается «издевательств над жителями» С такими обвинениями в горводоканале категорический не согласны. По словам начальника планово-экономического отдела Людмилы Наконечной, на предприятия создана специальная комиссия, которая работает по каждому адресу индивидуально. Если пенсионеры живут в собственном доме у них нет незаконных врезок и они исправно платят за воду, то их не заставляют копать колодец и выносить счетчик на улицу. В таком случае водомер разрешают оставить в доме «до смены владельца». Можно оставить счетчик в доме до следующей госповерки. Также, если будет установлено, что в колодце круглый год стоит вода, никто не заставит ставить туда прибор — кажется альтернативный выход.

И еще: контролер не намерен лазить в колодец ежемесячно. Он будет осматривать водомер раз в год, в сухое время года, в период проведения инвентаризации.

Абоненту тоже нет необходимости смотреть свои показания ежемесячно. Как считают в водоканале, достаточно платить «приблизительно» (каждый знает свой месячный расход воды), а потом раз в год делать корректировку. Конечно, следует за прибором наблюдать, зимой утеплять, только не «одевать» его в шубу, а делать это с помощью так называемой воздушной подушки.

И все же, как ни оберегай уличный водомер от внешнего воздействия, вполне может случиться, что счетчик выйдет из строя — техника есть техника. И не исключено, что, заглянув в колодец через год, хозяин обнаружит неприятный сюрприз...

Но об этом в законодательстве не говорится.

Что касается договоров, которые в соответствии с требованиями ст.19 ЗУ «О питьевой воде» обязательно должны быть заключены с жителями частных домовладений, то, думается, КП «Вода Донбасса» этот вопрос не упустит, и «пропишет» права и обязанности обеих сторон, основываясь «исключительно на нормах законодательства». Только вот в чью пользу сыграют эти нормы?...

Комментарии  

 
+1 #1 Сергей Михайлович 06.07.2015 18:23
Хочу связатся с автором статьи, изучившим эту проблему, для помощи.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
-1 #2 Администрация 06.07.2015 18:57
Материал был опубликован в ноябре 2013 года и на данный момент связь с автором публикации утеряна.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+1 #3 Александр1 13.10.2015 20:44
В соответствии со ст. 28 Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности» п3. «Порядок представления физическими лицами, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности, владельцами средств измерительной техники на периодическую поверку этих средств и оплаты за работы, связанные с поверкой, устанавливается Кабинетом Министров Украины. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт указанных средств измерительной техники осуществляются за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги по электро-, тепло-, газо-и водоснабжению»; постановлением Кабинета Министров №630 от 21.07.2005 п9. – «В квартире (доме усадебного типа) работы по установке средств учета воды и тепловой энергии (далее - квартирные средства учета) проводятся специализированной организацией, исполнителем, производителем или поставщиком за счет средств потребителя. Квартирные средства учета берутся исполнителем на абонентский учет. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) квартирных средств учета проводятся за счёт исполнителя».
Также, согласно п.19 пп.4 ТИПОВОГО ДОГОВОРА «О предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения», утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 г. N 630 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2009 г. N 933 (933-2009-п), п.19 Исполнитель обязан:
пп.4 контролировать установленные межповерочные интервалы, проводить периодическую поверку квартирных средств учета, их обслуживание и ремонт, в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж;

Учитывая вышеизложенное, прошу направить по моему адресу Ваших представителей для проведения демонтажа прибора учёта воды с последующей поверкой, либо поручить организации, с которой ООО «Инфокс» заключил соответствующий договор, проведение таких работ.
Цитировать | Сообщить модератору
 
Понравился материал? Поделись с друзьями!

Самые сенсационные события в мире






Новости партнеров


Мировые сенсации






Яндекс.Метрика

Copyright © XVESTI.RU 2013-2017  Эл. почта: xvestnik@i.ua.

ВНИМАНИЕ! РИА "Вестник Харцызска" может содержать материалы, для лиц, старше 16 лет!